Андрей Пастухов. Великий исследователь Кавказа

Топограф, научный деятель, исследователь и первый русский альпинист, Андрей Васильевич Пастухов был выдающимся ученым и первооткрывателем. И хотя родился он в Харьковской губернии, самая яркая часть его жизни, научной деятельности и открытий связаны с Кавказом.
Определяющую роль в жизни ученого сыграла его встреча с топографом Сидоровым – тот прибыл в управление коннозаводства, где Пастухов служил письмоводителем. Он-то и рассказал юноше о профессии топографа.
Рассказы Сидорова были столь увлекательны, что Пастухов буквально влюбился в новую профессию и решил непременно ею овладеть, для чего поступил на службу в армию в должности вольноопределяющегося.
После блестящей сдачи экзаменов, его приняли в Корпус военных топографов и оправили на съемку в Курляндскую губернию.
Но судьба распорядилась так, что вскоре Андрей Васильевич Пастухов попал в Тифлис – с этого и начинается его знакомство с Кавказом, там он поступает на учебу и назначается младшим военным топографом.
В 1883 году Пастухова посылают в Дагестан для картографирования местности в районе горы Шахдаг и реки Самур. Все лето молодой топограф усиленно исследовал местность и тщательно фиксировал данные.
Целью его была вершина Шахдаг, однако добраться до нее ему так и не удалось. Хотя рекорд других картографов он все же побил, забравшись на высоту более 3500 метров без специального снаряжения.
Четыре года спустя Пастухов покоряет вершину Андийского хребта. А еще через два года он поднялся на неприступную восточную вершину Казбека на высоте 5033 метра.
Подобные восхождения совершали и до него, но все поднимались на юге, Пастухов же взобрался на гору с северной стороны через Геналдонское ущелье, по сути, проложив новый маршрут.
Добавляет солидности восхождению тот факт, что совершали его без какого-либо особого снаряжения, имея в распоряжении лишь «кошек», штык и саперную лопатку. Пастухов в буквальном смысле прорубал в обледеневшей толще горы ступени, по которым поднималась группа.
Андрей Пастухов стал первым покорителем Казбека и первым, кто установил там флаг – ярко-красное полотнище, которое было видно даже из Владикавказа.
В 1890 году Пастухов осуществил первое восхождение на Эльбрус и произвел оттуда первую в историю топографическую съемку местности.
До этого момента Эльбрус был белым пятном на карте. Тогда же были составлены схемы ледников. По ходу работы топограф успел собрать коллекцию горных минералов.
Вслед за этим последовали восхождения на гору Ушба (самая труднодоступная кавказская вершина), на горы Халац и Соухох. Во время подъема на Халац отряд попал под молнии, Пастухова сильно ударило по ногам, на несколько минут обездвижив его. Грозу альпинисты пережидали внизу, спустившись на десять метров с вершины. Из похода Пастухов вернулся с подробным описанием «огней святого Эльма».
Результатом подъема на Соухох стала подробная топографическая карта Мамисонского ущелья.
Одновременно Пастухов проводил исследования в области биологии, зоологии, орнитологии. Северный Кавказ был великолепным местом для открытий – большая часть его территорий была не изучена. Во многих местах до него вообще не было ни одного исследователя.
Так, в ходе одной из поездок, ученый опроверг теорию, что во время миграции птицы не могут преодолеть Кавказский хребет.
Пастухов дважды покорял Эльбрус – первый раз, поднявшись за западную вершину, а спустя шесть лет – на восточную. Во время одного из походов группе пришлось провести ночь на скальной гряде на отметке 4800 метров. Впоследствии это место назовут «скалами Пастухова». Объект стал полноценным географическим названием, которое значится в справочниках и маршрутах.
Об Эльбрусе же был и доклад Пастухова, который он читал в качестве нового члена Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1897 году Пастухова называют основоположником альпинизма на Кавказе. Он создал систему профподготовки альпинистов, систему спортивного питания, подобрал необходимое снаряжение. Ему же принадлежит изобретение «кошек» – шипованных подошв, которые до сих пор в ходу у альпинистов.
Благодаря Пастухову на Северном Кавказе не осталось неисследованных мест. Все данные по вершинам Эльбруса, Халаца, Ушбы, Казбека, Арарата, Алагеза были тщательно собраны, зафиксированы и переданы в подведомственные инстанции.
За время работы Пастухов успел побывать в Дагестане, Осетии, Кабарде и подробно описал особенности местности.
Параллельно с топографией и восхождениями Пастухов изучал культуру и быт горских народов. И не просто изучал, а составлял подробную статистику. Низкий уровень жизни на Северном Кавказе вызывал негодование ученого, и он часто писал на эту тему доклады, пытаясь привлечь внимание к проблеме. Результат был сомнителен: кроме властных упреков и обвинений Пастухов ничего не добился. Зато были написаны десятки очерков, посвященных быту и традициям народов Северного Кавказа.
Умер Пастухов в Пятигорске во время лечения запущенной язвы желудка. На Северном Кавказе не забыли топографа. Ему установлен монумент в Баксанском ущелье (Кабардино-Балкария), в честь него названы скалы на склоне Эльбруса и улица в Пятигорске. А на месте захоронения выдающегося исследователя в 150 метрах от вершины Машука установлен памятный обелиск.