Елена Шмелева заявила о ряде нововведений в системе работы вузов по всей стране, включая Адыгею
Аккредитация для вузов станет бессрочной с 2022 года, заявила сопредседатель ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус» на стратегической сессии «Реализация партийных проектов» в Челябинске.
В ходе обсуждения ситуации в образовании участники сессии подняли проблему субъективного подхода при проведении процедуры аккредитации. Действующие требования могут лишить вуза лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. В результате в проигрыше оказываются студенты, которые не могут закончить обучение и вынуждены решать проблемы с переводом в другие учебные заведения.
Елена Шмелева отметила, что среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания и, по сути, работают сами на себя. Тем не менее, вузы вынуждены тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы соответствовать им и иметь возможность продолжать работать.
«В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС», - отметила Шмелева.
Мнением на тему аккредитации вузов поделилась директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:
«Государственная аккредитация образовательной деятельности как выражение доверия государства образовательной организации в подготовке специалистов с высшим образованием - такой подход давно ушел в прошлое. Сегодня аккредитация для вуза - проверка на прочность, умение убедить эксперта в своей правоте и продемонстрировать искусность подготовки документов, но не качество обучения студента. ФГОС 3 поколения, изменяясь в большей степени по форме, обрушивали на преподавателей лавину работы с документами, отвлекая их силы и внимание от таких важных, базовых для преподавателя, процессов, как образование и научная деятельность. Сегодня университетское сообщество готовится к бессрочной аккредитации, но где гарантии того, что она будет проводиться по адекватным критериям? Все участники образовательного процесса задаются вопросом: удастся ли при введении новых форм аккредитации избежать субъективности в оценке деятельности вуза, учесть специфику его работы: научно-исследовательский, федеральный, или небольшой региональный вуз».
Шмелева заверила, что разработка адекватных аккредитационных показателей уже производится. Они будут максимально приближены к целям качественного преподавания, а не для формальной отчетности.
«Важно, чтобы каждый включился в ту работу, которую мы сейчас можем начать на платформе ОНФ. Мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям», - сказала Елена Шмелева
Помимо вопросов аккредитации вузов Елена Шмелева заявила о необходимости снижения критического уровня бюрократизации в образовании. Яркий пример - обновленные правила размещения информации на сайтах образовательных организаций. Подготовленный Минобрнауки проект постановления Правительства о Правилах размещения информации на сайте образовательной организации, в частности, предполагал публикацию данных о кадастровых номерах зданий, сведения о каждой преподаваемой сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовки.
«Многая информация просто избыточна: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований», - заявила Шмелева.
О бюрократизации в действии и ее негативном проявлении рассказала директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:
«Еще одной бедой для университета является запредельно высокий уровень бюрократизации управления образованием. Вузу необходимо ежедневно сдавать великое множество всевозможных форм и отчетов. Подчас, запрашиваемая разными ведомствами, информация дублируется. Для своевременного реагирования на раздутый документооборот, университет вынужден «держать» штат сотрудников, которые запрашивают у преподавателей различную информацию, компонуют практически одни и те же сведения под разные запросы, отслеживают актуальность представленной на сайте информации о преподавателях (повышение ними квалификации, изменение должности, стаж работы и т.д.), о базах практик (договоры, которых любая образовательная организация насчитывает сотни). Даже федеральные государственные образовательные стандарты необходимо выставлять на сайте вуза, хотя к их утверждению и изменению университет не имеет никакого отношения. Очевидно, что выполнение целей национального развития в области образования по повышению качества образовательной деятельности и конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг невозможно без сокращения уровня бюрократической нагрузки на вузы, освобождения преподавателей от необходимости заполнения множества форм и отчетов».
Елена Шмелева также поддержала инициативу строительства межвузовских кампусов мирового уровня. В Год науки и технологий власти РФ начинают масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня. На эти цели кабмин РФ направит 36 млрд. рублей. Деньги будут выделены в течение четырех лет.
«За право создать кампусы мирового уровня будут бороться многие университеты и субъекты РФ. Они уже активно включились в эту работу», - заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства.
К настоящему времени подано 30 заявок, а в ближайшее время власти приступят к реализации трех проектов. Как уточнил премьер-министр, по данной программе планируется построить не менее 30 кампусов, где смогут разместиться свыше 150 тысяч человек.
«Яркий пример – проект современного и прекрасно оборудованного межуниверситетского кампуса на базе двух вузов в Челябинске. Это уникальный проект, который приведет в регион, в том числе, большое количество иностранных студентов. Необходимо тиражировать по всей России практику создания таких кампусов с привлечением частных инвестиций, так как самостоятельная реализация такого проекта зачастую не по силам вузам с финансовой точки зрения. Вообще закладывание инфраструктурных лабораторий как центров коллективного пользования – это основа развития», – сказала Елена Шмелева.
Адыгейский государственный университет активно поддерживает политику кампусной инфраструктуры.
«Необходимость создания сети университетских кампусов лежит на поверхности. Это большой и правильный шаг в развитии университетов. На сегодняшний день - это одна из немногих возможностей для ВУЗа «прирасти» квадратными метрами, создать полноценную воспитательную среду и современную инфраструктуру для получения студентами образования. В этом году мы получили возможность провести капитальный ремонт одного из общежитий университета и завершили ремонт учебного корпуса, в котором располагается лишь один из факультетов. Для нас это значимые события, но, конечно, не достаточные для решения всех задач, которые мы ставим перед собой. В планах университета - развитие кампуса, но для этого требуется время и значительные финансовые вложения», - прокомментировал проректор по управлению университетским кампусом АГУ Александр Юров.
В ходе обсуждения ситуации в образовании участники сессии подняли проблему субъективного подхода при проведении процедуры аккредитации. Действующие требования могут лишить вуза лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. В результате в проигрыше оказываются студенты, которые не могут закончить обучение и вынуждены решать проблемы с переводом в другие учебные заведения.
Елена Шмелева отметила, что среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания и, по сути, работают сами на себя. Тем не менее, вузы вынуждены тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы соответствовать им и иметь возможность продолжать работать.
«В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС», - отметила Шмелева.
Мнением на тему аккредитации вузов поделилась директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:
«Государственная аккредитация образовательной деятельности как выражение доверия государства образовательной организации в подготовке специалистов с высшим образованием - такой подход давно ушел в прошлое. Сегодня аккредитация для вуза - проверка на прочность, умение убедить эксперта в своей правоте и продемонстрировать искусность подготовки документов, но не качество обучения студента. ФГОС 3 поколения, изменяясь в большей степени по форме, обрушивали на преподавателей лавину работы с документами, отвлекая их силы и внимание от таких важных, базовых для преподавателя, процессов, как образование и научная деятельность. Сегодня университетское сообщество готовится к бессрочной аккредитации, но где гарантии того, что она будет проводиться по адекватным критериям? Все участники образовательного процесса задаются вопросом: удастся ли при введении новых форм аккредитации избежать субъективности в оценке деятельности вуза, учесть специфику его работы: научно-исследовательский, федеральный, или небольшой региональный вуз».
Шмелева заверила, что разработка адекватных аккредитационных показателей уже производится. Они будут максимально приближены к целям качественного преподавания, а не для формальной отчетности.
«Важно, чтобы каждый включился в ту работу, которую мы сейчас можем начать на платформе ОНФ. Мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям», - сказала Елена Шмелева
Помимо вопросов аккредитации вузов Елена Шмелева заявила о необходимости снижения критического уровня бюрократизации в образовании. Яркий пример - обновленные правила размещения информации на сайтах образовательных организаций. Подготовленный Минобрнауки проект постановления Правительства о Правилах размещения информации на сайте образовательной организации, в частности, предполагал публикацию данных о кадастровых номерах зданий, сведения о каждой преподаваемой сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовки.
«Многая информация просто избыточна: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований», - заявила Шмелева.
О бюрократизации в действии и ее негативном проявлении рассказала директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:
«Еще одной бедой для университета является запредельно высокий уровень бюрократизации управления образованием. Вузу необходимо ежедневно сдавать великое множество всевозможных форм и отчетов. Подчас, запрашиваемая разными ведомствами, информация дублируется. Для своевременного реагирования на раздутый документооборот, университет вынужден «держать» штат сотрудников, которые запрашивают у преподавателей различную информацию, компонуют практически одни и те же сведения под разные запросы, отслеживают актуальность представленной на сайте информации о преподавателях (повышение ними квалификации, изменение должности, стаж работы и т.д.), о базах практик (договоры, которых любая образовательная организация насчитывает сотни). Даже федеральные государственные образовательные стандарты необходимо выставлять на сайте вуза, хотя к их утверждению и изменению университет не имеет никакого отношения. Очевидно, что выполнение целей национального развития в области образования по повышению качества образовательной деятельности и конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг невозможно без сокращения уровня бюрократической нагрузки на вузы, освобождения преподавателей от необходимости заполнения множества форм и отчетов».
Елена Шмелева также поддержала инициативу строительства межвузовских кампусов мирового уровня. В Год науки и технологий власти РФ начинают масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня. На эти цели кабмин РФ направит 36 млрд. рублей. Деньги будут выделены в течение четырех лет.
«За право создать кампусы мирового уровня будут бороться многие университеты и субъекты РФ. Они уже активно включились в эту работу», - заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства.
К настоящему времени подано 30 заявок, а в ближайшее время власти приступят к реализации трех проектов. Как уточнил премьер-министр, по данной программе планируется построить не менее 30 кампусов, где смогут разместиться свыше 150 тысяч человек.
«Яркий пример – проект современного и прекрасно оборудованного межуниверситетского кампуса на базе двух вузов в Челябинске. Это уникальный проект, который приведет в регион, в том числе, большое количество иностранных студентов. Необходимо тиражировать по всей России практику создания таких кампусов с привлечением частных инвестиций, так как самостоятельная реализация такого проекта зачастую не по силам вузам с финансовой точки зрения. Вообще закладывание инфраструктурных лабораторий как центров коллективного пользования – это основа развития», – сказала Елена Шмелева.
Адыгейский государственный университет активно поддерживает политику кампусной инфраструктуры.
«Необходимость создания сети университетских кампусов лежит на поверхности. Это большой и правильный шаг в развитии университетов. На сегодняшний день - это одна из немногих возможностей для ВУЗа «прирасти» квадратными метрами, создать полноценную воспитательную среду и современную инфраструктуру для получения студентами образования. В этом году мы получили возможность провести капитальный ремонт одного из общежитий университета и завершили ремонт учебного корпуса, в котором располагается лишь один из факультетов. Для нас это значимые события, но, конечно, не достаточные для решения всех задач, которые мы ставим перед собой. В планах университета - развитие кампуса, но для этого требуется время и значительные финансовые вложения», - прокомментировал проректор по управлению университетским кампусом АГУ Александр Юров.
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика
Происшествия
Спорт
Бизнес