Россия / Адыгея / 21 январь 2022

«СА» собрала мнения экспертов и советы родителям о том, как научить ребенка безопасному общению с посторонними

«СА» собрала мнения экспертов и советы родителям о том, как научить ребенка безопасному общению с посторонними
Как объяснить ребенку, что нельзя уходить с незнакомцами? Кто такой «чужой» человек? Для чего нужно кодовое слово? «СА» рассказывает о самых главных правилах детской безопасности.

— У детей развито базовое доверие к миру. Особенно если они воспитываются в спокойных отношениях, гармоничной семье. Они не ждут от «чужих» подвоха. А еще дети любопытны и в силу познавательного интереса легко соглашаются пойти посмотреть: а что там? Собачка, кошечка, конфетка? Если у ребенка появляется какое-то желание, оно быстро становится доминирующим и захватывает все его мысли. Дети просто не способны взвесить все «за» и «против» и отказаться от своей фантазии. Похитители знают это и легко используют против ребенка, — рассказывает педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Андрей Турыгин.
Свой-чужой
Вспомните, что обычно нам говорили родители, когда отпускали на улицу? «С чужими не разговаривай, никуда со двора не уходи». А теперь вспомните, как часто эти правила нарушались. Почему? Потому что мы их забывали? Вовсе нет, эти слова маминым голосом до сих пор звучат в голове. Тогда почему же наставления взрослых зачастую не работают?
— Есть абсолютно неработающие фразы. Для ребенка незнакомый человек перестает быть незнакомым после того, как он подошел и назвал свое имя, — объясняет детский психолог Анна Смородина.
— А если он к ребенку еще и по имени обратился (подслушал), то тут вообще никаких сомнений не остается. Детская логика такова, что «если человек знает мое имя, значит, мы знакомы». А со знакомым можно куда-то пойти. Именно поэтому малышам с 3-4 лет надо объяснять принцип «свой-чужой». Свои — это семья. Этим людям можно верить, они тебя любят и всегда придут на помощь. Родственники, друзья родителей и соседи — тоже свои, и им можно довериться. Остальные — чужие. Те, с кем мы только что познакомились и совсем ничего о них не знаем, тоже чужие, — добавила детский психолог.
Почему принципиально важно научить ребенка делить людей на своих и чужих и не запрещать общаться с незнакомыми? Если постоянно говорить, что с незнакомцами общаться нельзя, то ребенок перестанет учиться коммуникации. А он должен уметь заговорить с кем-то, что-то спросить и адекватно реагировать на поведение окружающих. Ребенок должен понимать, что общаться с другими людьми можно. Главное — ни под каким предлогом не соглашаться уходить с ними. Например, если на детской площадке с ним разговаривает чья-то мама или незнакомый дедушка сел рядом на скамейку и расспрашивает об игрушке — это нормально. Но если ребенку предлагают сходить поискать кошечку, купить мороженое или просят о помощи — соглашаться на такое нельзя ни в коем случае.
— Здесь у ребенка должна включаться идентификация «свой-чужой»: этот человек ребенку не знаком, ему не запрещается с ним общаться, но он не семья, нельзя встать и куда-то с ним пойти, — добавляет Анна Смородина.

Преступники ходят в черных масках и полосатой черно-белой одежде» — так без раздумий описала злодея четырехлетняя Надя. Именно такой образ транслируется в детских мульт­фильмах. В лучшем случае дети думают, что украсть их может большой и страшный дядя, поэтому с легкостью доверяют ровесникам, безобидным бабушкам и красивым тетям — такие точно не обидят

Объясняя ребенку правила безопасности, стоит избегать абстрактных фраз. Например: «чтобы с тобой ничего не случилось, нельзя уходить с чужими». Это слишком сложно и непонятно. Здесь нужна конкретика: «если ты пойдешь с незнакомцем, то потеряешься и никогда больше не увидишь маму». А вот это уже понятно и страшно.
Кодовое слово
Его надо придумать на тот случай, если ребенка нужно будет забрать кому-то из «чужих» по вашей просьбе. Договоритесь с малышом: чтобы понять, что человек — «свой», он должен обязательно назвать кодовое слово! Так ребенок сможет убедиться, что он свой, и спокойно с ним пойти к маме. Психологи рекомендуют придумать какую-то смешную и нелепую фразу, которую никто не сможет угадать. Например, «розовый жираф» или «квадратное яблоко». 
— Если ребенок совсем маленький, он сразу же расскажет всем вокруг об этом кодовом слове. Через некоторое время, когда его запал пропадет, надо объяснить малышу, что теперь кодовое слово не работает, потому что его все знают и плохие люди тоже могли услышать. После этого придумайте новое кодовое слово — во второй раз ребенку уже будет не так интересно, и он сможет сохранить тайну. Недостаточно всего один раз придумать кодовое слово и понадеяться, что малыш будет помнить о нем. Регулярно вспоминайте его и проговаривайте, в какой ситуации оно может пригодиться, — советует Анна Смородина.
Почему родителям можно?
Обучая ребенка правилам безопасности, важно подкреплять слова собственным примером, потому что дети в первую очередь копируют поведение взрослых. Как же тогда быть, если мы говорим, что нельзя заходить в лифт с чужими людьми, а сами это делаем?

 Дети не ждут от «чужих» подвоха. А еще дети любопытны и в силу познавательного интереса легко соглашаются пойти посмотреть: а что там? Они просто не способны взвесить все «за» и «против» и отказаться от своей фантазии. Похитители знают это и легко используют против ребенка

— Ребенок видит противоречие: мама говорит, что нельзя, а сама так делает. Поэтому в таких ситуациях важно объяснять, почему вы так поступаете. Например, после поездки в лифте можно сказать, что с мамой ты в безопасности, а если едешь один — в лифт с посторонними не заходи. Ребенок может постесняться отказать взрослому или не знать, как это сделать, поэтому покажите собственным примером. Можно сказать чужаку: «Езжайте сами, мы потом». Если вы подсказали незнакомому человеку, как найти дорогу, объясните малышу, что вы только ответили на вопрос, но никуда с ним не пошли, потому что он «чужой», — рекомендует Анна Смородина.
Помоги мне
Мы с малых лет учим детей помогать взрослым, поэтому они с легкостью откликаются на призывы о помощи незнакомых им людей. Как же отказать бабушке, которой тяжело нести пакет, или тетеньке, которая ищет убежавшего котенка?
— Люди перекладывают на ребенка какие-то функции, которые он может выполнить, потому что уже «взрослый». Но ребенок должен понимать, что взрослые к детям с такими просьбами не обращаются. Чужие взрослые могут попросить о помощи других взрослых. Тетя сама в состоянии найти котенка, а бабушке легко поможет сильный дядя. А еще не бывает маленьких спасателей или слесарей, поэтому ребенку не стоит соглашаться доставать из ямы щенка или помогать открывать сломанный дверной замок, — говорит Анна Смородина.
Метод провокации
Другие предлоги, которые могут использовать злоумышленники: покупка шоколадки, интересные мультики, новая игрушка, бесплатная сахарная вата и так далее. Важно объяснить ребенку, что вариантов может быть много и отвечать надо одинаково: «Спасибо, мне это купит папа» или «Давайте я спрошу разрешения у мамы». В некоторых ситуациях у ребенка может даже не возникнуть мысли об опасности. Если обстановка благоприятная, то возрастает вероятность того, что ребенок будет более доверчивым и согласится пойти куда-то. Например, на детской площадке или в развлекательном центре уровень бдительности падает.
— Одних рассказов недостаточно. После разговора надо позадавать провокационные вопросы, заставить ребенка сомневаться, как бы нападать на его убеждения с разными доводами. Только так ребенок начинает думать, рассуждать, а не просто повторяет ваши слова. Так созревают его собственные убеждения, — объясняет Андрей Турыгин.
Еще очень важно проиграть ситуацию в ролевой игре сначала в семье, а потом в незнакомой обстановке. Можно привлечь для этого дальнего родственника, друга, с которым ребенок плохо знаком или незнаком вовсе. Это нужно, чтобы закрепить знания на практике.
— С трех лет регулярно рассказываю дочке, как себя вести в той или иной ситуации, кому можно верить, как отвечать чужим людям на разные предложения. Потом жду, когда разговор забудется, и задаю вопросы из серии «а что, если…». И вот я заметила, что дочь все помнит и правильно отвечает, но «сыпется» на тех ситуациях, которые мы не разбирали. Например, она не согласилась идти искать кошечку, но на минуту задумалась, когда воображаемая тетя предложила посмотреть новые интересные мультики. Поэтому постоянно учу ее рассуждать самостоятельно и логично, — поделилась мама пятилетней Веры Ольга Веснина.
Как выглядит злодей?
«Преступники ходят в черных масках и полосатой черно-белой одежде» — так без раздумий описала злодея четырехлетняя Надя. Именно такой образ транслируется в детских мульт­фильмах. В лучшем случае дети думают, что украсть их может большой и страшный дядя, поэтому с легкостью доверяют ровесникам, безобидным бабушкам и красивым тетям — такие точно не обидят. Однако похитители зачастую хорошо одеты, добры и улыбчивы. Они прекрасно знают, как войти в доверие к ребенку. 
— Прежде всего, донесите до ребенка мысль, что злодеем может быть кто угодно. Но это вовсе не значит, что все чужие люди — злодеи, — подчеркивает Анна Смородина.
Крик
Очень важно объяснить ребенку, как себя вести, если его силой куда-то тащат или он пошел добровольно, но потом понял, что попал в беду.
— Детям четырех-пяти лет уже можно объяснить, что сопротивляться надо громко и этого не надо стесняться. Как себя вести, если тебя уводит чужой человек? Падать на землю, хвататься за то, что не двигается с места — скамейку, дерево, столб, забор и громко, во все горло кричать: «Спасите, я его не знаю, я хочу к маме!» Практика показывает, что дети стесняются крика в таких ситуациях. Поэтому сначала можно потренироваться делать это дома в играх с куклой или мишкой, а потом в безлюдном месте, например в лесу, — подсказывает Анна Смородина.
Системность
Объяснять детям правила безопасности нужно регулярно и постоянно, они должны стать для него нормой, естественным поведением. Только тогда можно быть уверенным, что ваш ребенок не уйдет с чужими людьми.
— Начинать обучение можно с раннего возраста. Например, заметили, что малыш ушел из песочницы на качели, — подойдите и объясните: «Зайка, когда ты уходишь, скажи об этом маме!» Не оставляйте детей без присмотра на улице, «зависнув» в телефоне, и научите их самих обращать внимание на маму — поиграл немного и посмотрел, где она. Так ребенок привыкнет предупреждать о своем местонахождении, — советует Анна Смородина.
Статистика 
По данным следственного управления Следственного комитета России по Адыгее, за 2021 год поступило девяносто сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних. Все пропавшие дети найдены, уголовные дела не возбуждались.
— Анализ проверок по сообщениям об исчезновении несовершеннолетних показывает, что в большинстве случаев это самовольные уходы детей из приемных семей и интернатов по различным причинам — желание увидеть родителей, лишенных родительских прав, склонность к бродяжничеству, прогулки с друзьями. Реже дети уходят из дома по причине ссоры с родителями. В основном все эти случаи приходятся на детей старше тринадцати лет. Что касается детей младше, то такие случаи происходили, когда один из родителей забирал ребенка без ведома другого. За последние два года преступления в отношении пропавших детей не совершались, — сообщили в СУ СК России по РА. Источник: Газета Советская Адыгея
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930