Черкесский полк французских вооруженных сил (1922-1946)
«Я сформировал 1-й Черкесский эскадрон в Алжире в 1922 г. В ходе сирийского восстания 1925-1926 г.г. группа выросла до восьми эскадронов по сей день оставаясь в этом составе под моим командованием. Каждый эскадрон находится под командованием французского офицера, а также его заместителя - черкесского офицера. Эскадрон состоит из четырех взводов, каждым из которых командует черкесский офицер. Учёт ведется четырьмя французскими унтер-офицерами.
Эскадроны находятся под контролем нашей армии, их бюджет обеспечивают страны-участницы мандата.
Большинство кавалеристов – черкесы, выходцы с Кавказа, семьи которых эмигрировали в Сирию в 1870 г.
Большая часть египетских мамлюков, с которыми приходилось сражаться Бонапарту и которые им были в свое время включены в состав мамлюкского эскадрона гвардии были также черкесы, выходцы с Кавказа, обосновавшиеся в Египте с 11 в….»
(Отрывок из письма капитана Колле от 9 февраля 1931 г.)
Черкесы были вытеснены со своей исконной территории, черноморское побережье Кавказа, Кубань, центральный Кавказ и южная часть Ставропольского края ,в результате окончательного покорения Российской империй Черкесии в 1861-64 годах
Согласно официальным данным российских властей, было выселено 418 тысяч черкесов, по сведениям же комиссии по переселенцам Османской империи ( Мухажир Комиссион ) это число достигало 2,8 миллионов человек. Турки расселяли черкесов по провинциям большие колонии были образованы на Балканах. В войне 1877-78 гг. черкесы немало проблем создали войскам антитурецкой коалиции, но эта война была Турцией проиграна и черкесам снова пришлось сниматься с обжитых мест.
Турки расселяли черкесов на Ближнем Востоке.
После окончания Первой Мировой войны французам досталась Сирия, где периодически вспыхивали восстания, и ощущалась необходимость в постоянном присутствии преданных войск.
Французскому капитану Филиберу Колле (Philibert Collet) было поручено сформировать эскадрон из черкесов.
Разумеется, все черкесы носили национальный головной убор черную каракулевую папаху или колпак цилиндрической формы, выстланную на донце светло-голубым сукном, с двумя перекрещенными галунами светло-желтого цвета, золотыми у командного состава. Черкесы никогда не расставались ни с кинжалами, ни с плетьми.
Черкесский штандарт находится в Париже, в престижном зале знамен Музея Армии. Он по праву достоин этой чести. На квадратном полотнище из зеленого шелка, обрамленном золотой бахромой, с одной стороны золотой нитью вышита надпись на черкесском: yapeqhe tcerques ( Черкесы, вперед !); сверху полукругом ее обрамляют семь звезд, символизирующих семь основных черкесских племен, и внизу: tcerques chiv sevtinme ya qup (Черкесский полк легкой кавалерии). Все четыре угла знамени украшены вышивкой. С другой стороны надписи уже на французском : Полк Черкесских эскадронов , а также в два столбца зафиксированы главные победы, Хаджилар, Джебель-Друз, Калаат-Джендаль, Меджд-эль-Шемс, Катана, Джебат-эль-Хашаб, Гута, Маараба, Антиливан, Дариджа.
В июле 1929 года капитан Колле, который никогда не придавал особого значения уставу, но дорожил корпоративным духом своих кавалеристов, решил снабдить войско парадной формой, для чего выбрал национальный черкесский костюм, который его люди носили и ранее, обычно во внеслужебное время. Это, главным образом, блуза (бешмет МК) черная зимой и белая летом, с прямым воротом, застегивающаяся на груди. На эту блузу надевают черкеску черный сюртук без воротника, с ложными патронами (газырями МК) на груди с обеих сторон, над которыми справа располагается эмблема Черкесского полка. Штаны и сапоги черные. На плечи наброшен белый капюшон башлык, который завязывается на шее и края которого откидываются назад
Как пишет капитан Колле в письме, адресованном майору Бюккуа, именно в этой форме Черкесские эскадроны дефилировали на последнем инспекторском смотре маршала Франше д Эспере.
В 1930-м году был утверждён и знак полка.
Ставший генералом Колле носил знак на форме и после 1946-го года, когда полк прекратил существование, знак изображен на надгробии генерала.
Французское командование считало Черкесский полк под командованием французского капитана Колле самым боеспособным и надёжным подразделением.
В состав полка входило восемь эскадронов, состоявших из 100-150 человек. Каждый эскадрон находился под командованием французского офицера, а также его заместителя черкесского офицера. Черкесы неизменно находились в авангарде наших войск, часто действуя в одиночку, они везде покрывали себя славой, способствуя установлению французского мира , так отзывалось французское командование о деятельности полка. Подавляющее большинство полка составляли этнические адыги, из которых была сформирована группа телохранителей капитана Колле. Второе поколение изгнанников, родившееся на чужбине, ещё являлось носителем традиционных ценностей и культивировало жизненно необходимые военные навыки. Оставаясь иррегулярной кавалерией с принципом комплектования на добровольной и временной основе, Черкесский полк находился на полном государственном обеспечении вооружением и боеприпасами, обмундированием, продовольствием, фуражом; предусматривалась денежная компенсация в случае гибели лошади. Традиционная одежда и вооружение (шашки и кинжалы) получили статус парадной формы для военнослужащих Черкесского полка. Отличительной символикой черкесского подразделения являлись флаги полковое знамя с надписями на адыгском (черкесском) и французском языках, а также эскадронные вымпелы, подчёркивавшие европейский принцип структурного деления армии
Несколько ярких эпизодов из истории Черкесского полка.
Отрывок из письма капитана Колле от 9 февраля 1931 года
Колле принимает решение. Хайде ! Старинный военный клич, брошенный Колле, подхватывается черкесами. Сжимая в руках кинжалы и пистолеты, они пришпоривают коней и бросаются в бой за своим предводителем, за которым с развевающимся знаменем эскадрона следует Хадж Би. Молниеносно 150 черкесов разбивают друзов, достигают города, галопом проносятся через него (С. 35 36)
Однажды для вступления в ряды эскадрона прибыл некий черкесский дворянин со своими подданными Лейтенант Колле тут же присваивает ему звание капрала, или старшего сержанта, чтобы тот продолжал командовать подвластными ему людьми. Бывали также особенные ситуации, как, например, случай 14-летнего юноши, которому удалось скрыть явно недостающий для службы возраст. Оказалось, что в бою был убит его брат, и, конечно же, нашлось немало свидетелей, готовых подтвердить пригодность парня к военной службе законы чести и традиции оправдывали такого рода пособничество
В Катане в ночь с 24 на 25 марта черкесы подвергаются ночному нападению войска из 1200 мятежников, подобно тому, как это было в Калаат-Джендале. Но, к счастью, друзы появляются в три часа тридцать минут, когда черкесам уже была дана команда седлать лошадей; к этому моменту они готовы были отразить любую атаку. В течение семи часов черкесы бьются один против четырех за каждый дом. Их теснят, но сопротивление не ослабевает. К рассвету боеприпасы почти исчерпаны, и вскоре черкесам придется биться врукопашную
В августе черкесы снова задействованы в Хермоне. Колле во главе шести эскадронов 21 августа захватывает Джебель-Бербер, что позволяет окончательно занять Калаат-Джендаль.
Здесь черкесы демонстрируют еще один образец использования легких войск в горах. Ночной марш-бросок пешим ходом, более 20 километров по горам, в абсолютной тишине и черкесы достигают вершины Джебель-Бербера, где охрану обеспечивают лишь несколько друзских часовых, ошибочно считая ее неприступной. (С. 48) На различных этапах войны с 1925 года черкесы потеряли убитыми 302 человека, из них 20 офицеров или командиров взводов, а также 700 ранеными. В ходе этого длительного испытания не было дня, чтобы преданность черкесов своему капитану, и Франции, хоть сколько-нибудь поколебалась.
В историческом очерке о сирийской армии, вышедшем в сентябре-декабре 1929 года в Ревю д Энфантери , капитан Мешен завершает главу о черкесах следующими словами: Им большей частью мы обязаны уничтожением разбойничьих банд, опустошавших Сирию. Но преданность нашему делу обернулась для черкесов глубокой ненавистью праарабских комитетов, которые очень скоро, как только мы покинем страну, истребят их до последнего. Именно поэтому судьба черкесов в Сирии отныне зависит от нас
Так закончился славный путь великолепных кавалеристов, восхитительных воинов, которые погибли за верность Франции. (С. 58)
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика
Происшествия
Спорт
Бизнес