А.С. Куек: Магия предсказания в героическом эпосе адыгов (черкесов) «Нарты»



О магии предсказания у адыгов свидетельствуют различные фольклорные материалы. Состояние природы, насыщенность ее теми или иными существами могли предсказать будущее. Например, обильное размножение сверчков, называемых именем бога изобилия и растительного мира Тхагэлэджа, их повсеместное появление были признаком, что урожай года будет хорошим. По разным приметам, исходя из опыта многовекового общения с окружающим миром, люди могли предсказывать, что их ждет в повседневной жизни.

Но были и люди, которые предсказывали будущее благодаря феноменальным способностям, дарованным им Всевышним. Они подразделялись на жъогъуаплъэхэр («смотрящих в звезды»), блэбгъуаплъэхэр («смотрящих в баранью лопатку»), хьадрыхаплъэхэр («смотрящих в загробный мир»), джэнчыдзыхэр («кидальщики фасоли») и др. В нартском эпосе магией предсказания владели Усэрэжъ (Усэрэж) - мудрец, главный советник нартов, Цэ1унэжъ(Цэунэж) - мифическая старуха, уд (ведьма). Магией предсказания обладали и Сэтэнай гуащ, нартская красавица Бэдэф гуащ, а также невеста нарта Саусэрука.

А. Шортанов относит тератологическое существо Нэгъуч1ыц (кабардинское Нэжьгъуш1ыдзэ) - старуху с железными зубами и огромными перекинутыми за спину грудями, к предсказателям судьбы и считает, что «она обладала чародейской силой и гипнотическим даром, могла предсказать судьбу»* 1.

А. Ципинов указывает на некую ведьму или старуху Орсар» как предсказательницу2. «Вера в способность человека особым способом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы (магия) восходит к доисторической эпохе, - отмечает он далее. - Можно предположить, что эта вера изначально носила позитивный характер, так как магия употреблялась в первобытном обществе, прежде всего для создания достаточного запаса пищи. Неслучайно в адыгской версии нартиады Тхаголедж (Тхагэлэдж. - А.К.)
-    бог растительного мира, Амыш - покровитель скотоводства, и Мамыщ
-    предсказатель, гадающий на бараньей лопатке, выступают в качестве родных братьев»3.
Именно Мамыщ предскажет, что придет время и «родится на земле нарт Саусэрук и земля потеряет свою “жирность” и не будет больше изобилия». Нарты этим были опечалены. Прошло время, и на свете появился нарт Саусэрук и с группой всадников отправился в путь. Они остановились у одной пожилой женщины, чтобы отдохнуть. Принимая гостей, женщина разбила зерно проса из запасов сына на четыре части и одну дольку кинула в большой котел, где вскоре каша начала выкипать, так ее стало много. Затем она разделила овечье ребро из овцы на четыре части и одну часть кинула в другой котел. Скоро и мясо начало выкипать, настолько его стало много. Гости наелись досыта, даже не смогли все съесть. Они удивились, как из одной доли проса и одной части ребра могло получиться столько обильной еды, и спросили об этом женщину. «Раньше, до рождения на этой земле нарта Саусэрука, земля была “жирная” и на ней было изобилие, - ответила она. - Я угостила вас тем, что было до его рождения, оно было у моих сыновей. Теперь в том, что нарты выращивают и пасут, нет изобилия»4.

О том, что родится Саусэрук и земля потеряет свою «жирность», знали и иныжи (великаны). Они, как и испы, считаются первонасельниками земли еще до нартов. Однажды нарт на коне проехал сквозь кость таза останков иныжа. Рядом с иныжем лежали огромные кости коня и собаки.

«Тот, кто оставил эту кость, видимо, был исполинских размеров, увидеть бы его живым, - подумал Саусэрук и обратился к Богу на горе Ошхамаф. - Прошу оживить его, но слепым.

Бог исполнял просьбы Саусэрука, и Он оживил иныжа.

-    Давай, иныж, покажи, что ты можешь, - обратился к нему Саусэрук, - видимо, ты не смог многих маленьких людей затоптать, когда был жив.
Услышав такое, иныж рассердился, встал, вырвал один большой холм, сдавил его и выпил сок, который потек из холма.

-    Говорили, что нарт Саусэрук появится на свете, вот ты родился, и земля потеряет свою «жирность», - сказал он и бросил в него холм. Но он был слепым и не попал в него. - Ты попросил Бога и оживил меня, но ни мне, ни моему коню, ни моей собаке нет уже дела на этой земле.
-    Она не могла его удерживать, он проваливался сквозь нее. - Верни нас туда, откуда ты нас забрал. Бог оживил иныжа на время, и он снова умер»5.

Почему с рождением нарта Саусэрука земля потеряла свою «жирность»? Можно предположить, что рост прогресса техники и технологии (а с Саусэруком пришла технология производства железа, затем и стали, ведь кузнец Тлепш достает «стального» мальчика из камня, т.е. руды. - А.К.) приносит на землю одновременно прогресс и регресс. Нарты говорили о времени, созвучном нам, - наша земля потеряла свою «жирность» от нерационального ее использования, что приводит к катастрофе не только природы, но и экологии души.

В адыгской мифологии есть предания о гиганте, прикованном в пещере в глубокой пропасти горы 1ошъхьэмаф (Эльбрус). Один охотник обнаружил его, и титан спросил его: «О ты, житель земли, пришедший меня навестить, что там делается наверху? Зеленеет ли по-прежнему трава? Царит ли мир в семьях? Преданы ли жены своим мужьям? Подчиняются ли дочери матерям? Сыновья - отцам?» Черкес отвечал, что «да», и тогда гигант сказал: «Хорошо, мне еще долго остается пробыть здесь.. ,»6.

Гигант здесь представлен провидцем. Главный смысл образа прикованного старца таков: если не будет больше зеленеть трава (будет угроза уничтожения природы), нарушится мир в семьях (при несоблюдении людьми вычеканенных тысячелетиями норм человеческого бытия), гигант освободится от цепей для наказания нарушителей мирового порядка. За нарушениями и возмездием последует катастрофа космического масштаба: выйдут из берегов моря, обрушатся горы. Всемирная катастрофа станет наказанием за нарушение добродетельных законов. Здесь налицо увязывание техногенной экологической катастрофы с экологией души человека и всей духовной системы. Когда наступит такое время, что Бог покарает людей за богоотступничество и попрание норм человеческого бытия, титан освободится и всем отомстит, тогда наступит конец света.

Теперь вкратце о магии предсказания о гибели нарта Саусэрука. Его враги из числа нартов и иныжей объединились, чтобы убить его. В тот день, когда он в очередной раз вывел коня, чтобы уехать, его мать Сэтэнай гуащ сказала ему, что ее кольцо налилось багровым цветом, на нем видны какие-то вещи, с которых капает кровь и ему лучше отложить поездку. Нужно отметить, что кольцо как атрибут, инструмент предсказания - нередкое явление в мифологии адыгов7. Однако Саусэрук как достойный нарт не побоялся и отправился в путь. Тогда мать попросила ничего не поднимать по дороге, так как предметы, которые она видела на своем кольце, были кровавого цвета.

Нарт в пути встречает огромное дерево, у основания которого грызлись красная и простая обувь, не давая друг другу взобраться на дерево. Затем он видит две кадки: одна наполнена вином до краев, другая пуста. Когда он попытался перелить часть содержимого из полного в пустое, ни одна капля туда не попала. Встречает он длинную веревку, которая тянется к нему, она то сворачивается, то опять устремляется к нему. Потом он видит такие же чудесные картины во дворе и в доме любимой девушки, у которой половина тела стала холодной, как лед, а другая - горячей, как огонь. Перед входом в дом лежала собака, но она не услышала его, а неродившийся щенок тявкнул на него.

Когда он рассказал девушке о том, что увидел по дороге, она сказала, что это все события будущих лет: две большие группы -людей, живущих в достатке, и людей неимущих - начнут воевать друг с другом (красная и простая обувь). А огромный дуб - арена поединка -это «лист всего мира»; кадки символизируют философское понятие о том, что достаток и нужда никогда не поймут друг друга; а веревка - это пупок, которым Саусэрук был связан с матерью, он говорит: «Не перешагни пупок матери!»; то, что щенок тявкнул на него, означает, что «придет время, когда дети начнут огрызаться на родителей, перестанут бояться и слушать их»; а тело у нее стало и горячим, и холодным, потому что ее отношение к нему раздвоилось из-за ревности. Девушка сказала, что это его хотят убить.

Враги нарта Саусэрука прислали к нему колдунью, которая могла перевоплощаться в различные животные и предметы. На пути домой она встретилась ему в облике золотого шлема у обочины дороги. Саусэрук надел его, и она послушала, о чем говорят всадник и конь. Так она узнала об их уязвимых местах (бедра нарта и внутренняя сторона копыт коня) и сообщила об этом врагам нарта Саусэрука. С Харам-горы на Саусэрука скатили джанышъэрыхъ («стальное острое колесо»), которое отрезало ему ноги. Верный конь подскакал к нему, чтобы унести его, но враги Саусэрука разбросали по пути острые камни и Тхожий не смог ускакать. Конь погиб, а Саусэрука враги закопали живым8. Все, что было ему предначертано, свершилось.

Теперь обратимся к циклу нартских преданий о Бэдэф гуащ, которая обладала магией предсказания и могла объяснить содержание снов. Прием снов - это одна из составляющих мифологического сознани, и высоко ценились люди, которые могли расшифровывать сны. Таких Гомер называл толкователями снов (курсив наш. - А.К.).

«Однажды группа нартов отправилась в гости в одно нартское село,

-    повествует предание о красавице Бэдэф. - Пасти коней на ночь оставили молодого нарта. Там он уснул и увидел несколько разных видений во сне. Он обратился к девушке, чтобы она растолковала его сон.
- Недалеко от нас, где мы живем, находится один лес, - сказал нарт.

-    Из этого леса охотники выгнали одного крупного кабана, и когда он достиг наших ворот, его убили. Из основания его уха выросло деревце, которое превратилось в большое ветвистое дерево. Затем два голубя сели около этого кабана и горько оплакали его. А один грач сидел безмолвно и смотрел на них.

-    Это пример того, что тебя ожидает, - ответила девушка. - Кабан, которого убьют охотники, - это ты. В это время твоя беременная жена родит сына, он вырастет и отомстит убийцам. Два голубя - это твои сестры, а грач - твоя мать.
-    Следующее мое видение таково, - говорит парень, - андольская обувь (красная обувь знати. - А.К.) и обувь из свиной кожи не могли поделить верх высокого холма, поочередно стаскивали друг друга, к чему это, Бэдэф?
-    Это не пример нашей жизни, это из жизни последующих поколений, - сказала девушка, - ты увидишь, как рабы скинут князей и сами станут князьями.
-    Когда я посмотрел на отару овец, то увидел в ней одного барана, что это значит, дочь Каспотовых Бэдэф?
-    Это не пример нашей жизни, это из жизни последующих поколений. Народ, живущий в стране, будет иметь лишь одного главу.
-    Над ласточкой в полете я увидел клубы облака, это пример чего, девушка нартов Бэдэф гуащ?
-    Это не наш пример, а пример будущих поколений. Люди начнут летать, не достигая неба и не касаясь земли, - ответила девушка.
-    Когда я отправился в лес Щэбарых за рукояткой плети, увидел, как ко мне наклонился хынатлъ (тонкая палка для рукоятки плети), словно говоря «ты срежь меня». Это пример чего, дочь Каспотовых Бэдэф?
-    Это не наш пример, это пример тех, кто родится после нас, -ответила девушка. - Станет так, что отцы будут сидеть, а их сыновья будут идти на встречи Хасэ (народное собрание. - А.К.)
-    Когда я проходил мимо беременной лошади, она меня не заметила, а меня услышал жеребенок в ее животе и заржал, - сказал парень, - это пример чего, дочь нартов Бэдэф гуащ?
-    Это не наш пример, это пример тех, кто родится после нас, -ответила девушка. - Придет время, когда старшая сестра будет сидеть, а младшая выходить замуж.
-    Я увидел, как большая веревка нартов то наклонялась, то съеживалась. Это пример чего, дочь Каспотовых Бэдэф?
-    Это не наш пример, это пример тех, кто родится после нас, -ответила девушка. - Живущие в стране, сидя на своих местах, начнут разговаривать друг с другом.

- Эти примеры свидетельствуют о том, что жизнь людей поменяется и их разум изменится, - завершил свой рассказ сказитель.

-    Это предание я услышал в 1910 году»9.
Магия предсказания наблюдается и в беседе нарта Тлепша с Чъыг гуащ (Богиней дерева), которая родила ему сына, который обладал даром предвидения. Предсказывал о будущем и Усэрэж - нартский мудрец, таких эпизодов в нартском эпосе немало.

Адыги, собираясь в поход, молились у священных деревьев. Предводитель, обладавший способностью предсказывать будущее на блэбгъу (бараньей лопатке), начинал гадать по тому рисунку, что он видел на ней, решал, будет поход или нет. А когда брошенный альчик падал гладкой поверхностью вниз, то это было хорошим предзнаменованием, и набег тотчас же предпринимался. Если альчик падал поверхностью кверху, то это предвещало неблагоприятный исход, и тогда набег откладывался10.

В адыгском фольклоре, кроме нартских преданий, также встречается много материалов о магии предсказания. Например, предсказания Хидзетля Гузаеко Джаймыза из Дефана на Черноморском побережье, записанные исследователем Нэгуч Юсуф-Сагид, о том, что «...враг войдет в Черкесстан (Черкесию. - А.К.) и завоюет ее (Русско-Кавказская война XIX в. - А.К.). Емынэку (букв. “Емын” - мифическое существо, своеобразный дублет дракона и “ку” -подвода. - А.К.) и кушъхьэфачъ (букв. подвода, которая двигается сама по себе. - А.К.) войдут в страну. Емынэку будет отходить из берегов Пшызэ (река Кубань) и по пути Чэмзэкъо лъагъу (тропа Чемзоко) подходить к Ц1эмэз (Цемез - нынешний Новороссийск), далее будет двигаться по Туапсинскому берегу и подъезжать к Т1уапс (Туапсе). Станет так, что женщины, стирающие белье на берегах Пшызэ - и русские, и адыги, будут сидеть по берегам и посылать друг другу приветствия»11.

Упоминал Нэгуч Юсыф-Сагид и о другом предсказателе будущего

-    эфенди Усток, который говорил, что «Черкесия погибнет в войне с Россией», и заранее выселился в Турцию12. Шапсуги (адыгский субэтнос) на побережье Черного моря предсказывали будущее по звездам. Они нам рассказывали, что житель села Тхагапш Тлехудидж Схабо, наблюдая за звездами, предсказывал о будущей войне с Россией, «свержении тех, кто начнет эту войну», затем «большой войне со стороны Запада на Восток» (Великой Отечественной войне 19411945 гг.) и др.13 А жительница седа Ш1оикъу (Большой Кичмай) была хьадрыхаплъ - обладала способностью смотреть в мир иной, общаться с душами ушедших14.

В заключение хотелось отметить, что в адыгской мифологии широко практиковалась магия предсказания, отголоски которой бытуют и по сей день. Есть и сейчас люди, обладающие способностью предсказывать будущее, - «смотрящие в звезды», «смотрящие в баранью лопатку», «смотрящие в загробный мир», «кидальщики фасоли» и др. Обладание магией предсказания - это продолжение бытования древней магии и культурной мифологической традиции.

Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
х