Жизнь / История / 05 февраль 2020

Сирийское божество, почитавшееся в Армении.

Сирийское божество, почитавшееся в Армении.

Баалшамем (c хананейско-аморейских языков переводится буквально как «хозяин небес», на арамейском звучит как Баалшамин, по арабски Баалсамин) в западносемитской языческой мифологии бог - владыка неба.

В ряде случаев, видимо, выступает и как бог солнца.

В теогонии (мифах о происхождении и родословной богов.) финикийских мудрецов Санхунйатона и Филона Библского (об этих мудрецах нам известно почти исключительно благодаря христианскому церковному историку Евсевию Кесарийском) Урану очевидно соответствует Баалшамем, его сын - Эл, восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына.

Почитание Баалшамема было широко распространено в Сирии с конца II тысячелетия до нашей эры. В ханаанейско-арамейском пантеоне стал верховным божеством.

В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с греческими и римскими богами Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в том числе и за пределами Сирии).

В Пальмире Баалшамем почитался как глава триады богов (помимо Баалшамема в нее входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел - Иарихбол - Аглибол) первенствующее положение.

Судя по эпитетам Баалшамема («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в I-III веках нашей эры складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.

С культом Баалшамема, вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося «Тот чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным). Этот бог мог занимать место Баалшамема (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во II-III веках.

Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе еще в V веке нашей эры, судя по дошедшим до нас агиографическим ("Жития святых") письменным источникам.

В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамйн) почитался в Набатее и у сафских арабов, кочевавших в сирийской пустыне.

В Армении культ Баалшамема (под именем Баршам) получил распространение после завоевательных походов Тиграна Великого в Месопотамию и Палестину, откуда он вывез статую божества, которую он установил в селении Тордан (недалеко от нынешнего города Эрзинджан в Турции).

Вот, что рассказывает "Армянский Геродот" историк Мовсес Хоренаци

Сам он [Тигран Великий] спускается в Месопотамию и, найдя там статую Баршамина из слоновой кости и хрусталя, оправленных серебром, велит отвезти и установить ее в аване Тордан

[Мовсес Хоренаци, История Армении в трёх частях, кн. II, гл. 14: "О царствовании Тиграна Среднего и отпоре греческим войскам; о строи­тельстве храмов и о походе в Палестину].

После принятия Арменией христианства около 301 года, храм Баршамина-Баалшамема был разрушен войсками армянского царя Тиридата III Великого по приказу святого Григория Просветителя.

Об этом рассказыватся у историка Агатангелоса, который ошибочно именует Баршамина женским божеством (а, возможно, на армянской почве сирийское божество поменяло пол, как это случилось с зороастрийской Спента-Армайти, ставшей Спандараметом):

Он [Григорий Просветитель] отправился в путь и достиг области Даранали, дабы и там разрушить жертвенник ложных богов в селении Тордан, храм богини, называемой блистательно белой (spitakap`aŕ) Баршаминой. Прежде всего разрушили и разбили статую [божества] и все сокровища, золото и серебро захватили и роздали беднякам. И все селение со всеми угодиями и пределами подарили церкви, установив и там всеспасительное знамение [креста]

[Агатангелос. Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика, глава 784].

Несмотря на официальный запрет культа, память о Баалшамеме-Баршаме какое-то время сохранялась в Армении. У Мовсеса Хоренаци Баршам выступает как правитель сирийцев (ассирийцев), противник легендарного армянского царя Арама:

По завершении борьбы с жителями Востока Арам, с той же ратью, движется к пределам Ассирии. Находит и там разорителя своей страны по имени Баршам, из рода великанов, с сорока тысячами вооруженной пехоты и пятью тысячами конницы, кото­рый обращал все окрестные страны в пустыню, притесняя их тя­жестью налагаемой дани. Арам наносит ему поражение в битве и, истребив многих его (воинов), гонит его через Кордук вплоть до Ассирийской равнины; сам Баршам погибает, настигнутый его ратниками. Сирийцы обожествили этого Баршама и поклоня­лись ему долгое время за многочисленные его отважные подвиги. Арам же многие годы взимал дань с большей части Ассирийской равнины.

Мовсес Хоренаци, История Армении в трёх частях, книга I, глава 14: "О войне с ассирийцами и победе"].

Согласно варианту мифа, изложенному в "Географии" армянского учёного VII века Анании Ширакаци, Вахагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама cолому и скрылся в небе. Когда он шел со своей добычей по небу, он ронял на своем пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по армянски называемый Yardgoli het "дорога соломокрада").

Эти легенды, по всей видимости, отражение в народной памяти стародавних войн между Урарту и Ассирийской империей.

Ещё статьи по теме:

Как армяне "основали Киев".

Месопотамский языческий бог Набу.

Скала Семирамиды и дверь Мгера.

Скала Семирамиды, Урарту и курды.

Царица Шамирам, Ара Прекрасный и легенда об основании села Арзни.

Язычники крещёной Армении. Часть 1-я.

Язычники крещёной Армении. Часть 2-я. Аревордик.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930