Павел Флоренский, армяне, кавказские албанцы и азербайджанская пропаганда.

Недавно на сайте известного "разоблачителя армянских фальсификаций" муэлима Ризвана Гусейнова (не путать с клоачным профессором Гасаном Гусейновым) наткнулся на статью Роберта Мобили, лидера азербайджанских удин-беспоповцев, которая называется "Албанская Церковь и армянская фальсификация"
Помимо прочего, там сделано следующее удивительное открытие. Оказывается, известный русский религиозный философ Павел Александрович Флоренский вовсе не был армянином по матери, это всё выдумки "армянских фальсификаторов". Мать Флоренского, дескать была албанкой-христианкой, то есть азербайджанкой (ну вы поняли) и очень не любила "армяно-григорианскую" (азерпроп любит именно такое наименование) за то, что, внимание, в 1836 году "армяно-григорианские" церковники при поддержке русских оккупантов захватили контроль на Албанской Церковью и арменизировали её (цитата):
Ну что тут сказать? Стоит наверное обратиться к первоистчникам и почитать, что именно писал Павел Александрович и что он имел ввиду, утверждая о "нелюбви" своей матери Ольги (Саломэ) Павловны (в девичестве Саттаровой / Сапаровой / Сапарян) к Армянской Церкви и языку.

Итак, открываем дневники Флоренского, благо они даже есть в электронном виде в интернете (а не спрятаны "армянскими фальсификаторами" глубоко в недрах Матенадарана и Эчмиадзина).
И читаем. Предупреждаю, будет очень много цитат, но без обильного цитирования никак.
Сначала о происхождении
Значит, предки рода Саттаровых (Мелики Бегляровы были родственным им семейством), к которому принадлежала Ольга (Саломэ) действительно когда-то, по всей видимости принадлежали к кавказским албанцам, судя по наименованию "албаной", НО за сотни лет эти албанцы, благодаря принадлежности их к Армянской Апостольской Церкви (которой Албанская Церковь была подчинена после известных событий с неудачной попыткой албанского католикоса Нерсеса Бакура ввести в Албании халкидонизм) оказались настолько ассимилированными, что уже сами не помнили, почему их называют "албаной" и от армян себя никак не отделяли. Вопреки утверждению Мобили, Флоренский нигде не пишет, что "карабахские армяне собственно не армяне, а особое племя".

Теперь по поводу, мягко скажем, прохладного отношения матери Павла Флоренского к Армянской Церкви, то оно, вопреки утверждениям Мобили было таковым не вследствие душевной / духовной травмы, вызванной упразднением Албанского католикосата, а совсем другими причинами.
Во-первых, члены её семьи были людьми либеральных и прозападных (и пророссийских, что в те времена было одно и тоже) убеждений, которым (как и всякому либералу) Армянская Церковь казалась очень косной и консервативной структурой, мешающий прогрессу и развитию народа:
А во-вторых, Ольга (Саломэ) совершила такой поступок, который был чересчур смелым даже для либеральных армян того времени. Она вышла замуж по любви за русского человека, представителя совсем другой религиозной и национальной традиции.
Поэтому в семье Флоренских вообще не любили касаться тех вопросов, которые, как казалось могли разделять любящих супругов и напоминать им о религиозных и культурных различиях между русскими и армянами. Павел Александрович так об этом пишет:
Особенно замечательны слова Павла Флоренского о национализме Армянской Церкви и отсутствии в ней прозелитизма в свете того, что наговорил Мобили и прочие Ризваны Гусейновы.
Простите, а как же уничтожение Албанского католикосата, о котором нам всю плешь проели азербайджанские фолк-историки? Флоренский пишет о том, что "желание присоединиться к Армянской Церкви со стороны члена иной Церкви было бы встречено армянским духовенством как сумасбродство" и ни сном ни духом не ведает, как за 80 лет до того, как он писал свои строки целый народ албанцев / азербайджанцев-христиан, не имевший ничего общего с армянами, якобы был русскими штыками насильно загнан под омофор Армянской Церкви?
Может быть потому, что на самом деле это было никакое не уничтожение независимой Албанской Церкви а просто санкционированная царским правительством реформа внутри Армянской Церкви? Когда два в подавляющем большинстве армяноязычных католикосата были объединены в один.
Ещё статьи по теме: