Жизнь / История / 05 февраль 2020

Павел Флоренский, армяне, кавказские албанцы и азербайджанская пропаганда.

Павел Флоренский, армяне, кавказские албанцы и азербайджанская пропаганда.

Недавно на сайте известного "разоблачителя армянских фальсификаций" муэлима Ризвана Гусейнова (не путать с клоачным профессором Гасаном Гусейновым) наткнулся на статью Роберта Мобили, лидера азербайджанских удин-беспоповцев, которая называется "Албанская Церковь и армянская фальсификация"

Помимо прочего, там сделано следующее удивительное открытие. Оказывается, известный русский религиозный философ Павел Александрович Флоренский вовсе не был армянином по матери, это всё выдумки "армянских фальсификаторов". Мать Флоренского, дескать была албанкой-христианкой, то есть азербайджанкой (ну вы поняли) и очень не любила "армяно-григорианскую" (азерпроп любит именно такое наименование) за то, что, внимание, в 1836 году "армяно-григорианские" церковники при поддержке русских оккупантов захватили контроль на Албанской Церковью и арменизировали её (цитата):

Армяне хотели уничтожить все, что было связано с албанами-удинами, и все, что напоминало им о не принадлежности этого народа к армянам, раздражало последних, чему можно привести множество примеров, ограничимся лишь одной историей, Павел Флоренский, философ, видный церковный деятель, сын албанки из рода Мелик-Бегляровых, гюлюстанских меликов, активных сношений албан с русскими, в своем письме к семье от 20 Сентября 1916 года писал: « Карабахские армяне, собственно, не армяне, а особое племя, в древности они назывались албанцами, а армяне зовут их ахаване…и сохранили особое наречие и нравы … далее говоря о своей матери, он указывает в ее нежелании сказать хотя бы слово по-армянски или говорить и читать об Армении или об армянах, равно как и зайти хотя бы из любопытства или нас завести в Армянскую церковь». Церковь армянская явно националистична и сознается армянами таковой, — подытоживает Флоренский.

Ну что тут сказать? Стоит наверное обратиться к первоистчникам и почитать, что именно писал Павел Александрович и что он имел ввиду, утверждая о "нелюбви" своей матери Ольги (Саломэ) Павловны (в девичестве Саттаровой / Сапаровой / Сапарян) к Армянской Церкви и языку.

Итак, открываем дневники Флоренского, благо они даже есть в электронном виде в интернете (а не спрятаны "армянскими фальсификаторами" глубоко в недрах Матенадарана и Эчмиадзина).

И читаем. Предупреждаю, будет очень много цитат, но без обильного цитирования никак.

Сначала о происхождении

Сатаровы были в числе нескольких армянских родов, относившихся к неоднородной и этнически плохо промешанной массе насельников Армении, к той ветви, которая самыми армянами называется «албаной». Это ответвление древнейших насельников средиземноморского бассейна, так называемой средиземноморской расы. В качестве этнической подстилки эта раса легла в догомеровской Греции. В более чистом виде остатки ее дали древнейшие племена лидийцев и фригийцев. Углубляясь к северо-востоку, они частью смешались с окружающим приараратским населением, частью же сохранились тут этническими конкрециями. Одна из таких конкреций сохранилась до раннего средневековья у берегов озера Гокчи и около этого времени, теснимая каким-то нашествием, продвинулась еще севернее, в нынешнюю Елисаветпольскую губернию. Там образовалось пять самостоятельных областей, или меликств, впоследствии подпавших вассальной зависимости Персии, затем Турции. Несколько родов, вышедших отсюда и частью поселившихся в Грузии и происходивших от владетельных домов этих областей, помнило и помнит в своем прошлом что-то особенное, хотя в большинстве случаев плохо умеет выразить родовую память членораздельными словами.

Значит, предки рода Саттаровых (Мелики Бегляровы были родственным им семейством), к которому принадлежала Ольга (Саломэ) действительно когда-то, по всей видимости принадлежали к кавказским албанцам, судя по наименованию "албаной", НО за сотни лет эти албанцы, благодаря принадлежности их к Армянской Апостольской Церкви (которой Албанская Церковь была подчинена после известных событий с неудачной попыткой албанского католикоса Нерсеса Бакура ввести в Албании халкидонизм) оказались настолько ассимилированными, что уже сами не помнили, почему их называют "албаной" и от армян себя никак не отделяли. Вопреки утверждению Мобили, Флоренский нигде не пишет, что "карабахские армяне собственно не армяне, а особое племя".

Теперь по поводу, мягко скажем, прохладного отношения матери Павла Флоренского к Армянской Церкви, то оно, вопреки утверждениям Мобили было таковым не вследствие душевной / духовной травмы, вызванной упразднением Албанского католикосата, а совсем другими причинами.

Во-первых, члены её семьи были людьми либеральных и прозападных (и пророссийских, что в те времена было одно и тоже) убеждений, которым (как и всякому либералу) Армянская Церковь казалась очень косной и консервативной структурой, мешающий прогрессу и развитию народа:

дед мой Павел Герасимович Сапаров вовсе не был противником иных культур, чем патриархальная армянская.
В его доме восточные обычаи сочетались с симпатиями к русской государственности и европейской роскоши.
Что касается армяно-григорианского исповедания, то дом Сатаровых представляется мне, насколько я узнал об нем, бесконечно далеким не только от Церкви Армянской, но и вообще от религии, несмотря на мистически чуткую конституцию всех членов семьи.

А во-вторых, Ольга (Саломэ) совершила такой поступок, который был чересчур смелым даже для либеральных армян того времени. Она вышла замуж по любви за русского человека, представителя совсем другой религиозной и национальной традиции.

Поэтому в семье Флоренских вообще не любили касаться тех вопросов, которые, как казалось могли разделять любящих супругов и напоминать им о религиозных и культурных различиях между русскими и армянами. Павел Александрович так об этом пишет:

Выше всего в мире ценя начало семейное вообще, а свою семью – в особенности и обоготворив мою мать, не только в силу глубокой и сознательной любви, но еще более из побуждений теоретических, как начало женское и священное, отец хотел привести к нулю различие исповеданий посредством практического уничтожения всех поводов, где могло бы напомнить о себе различие вероисповеданий. Папа не проявлял своей принадлежности к Православной Церкви из боязни хотя бы тончайшим дуновением холодного ветерка напомнить о своем православии маме; а мама старалась воздать ему тою же деликатностью и поступала так же в отношении Церкви Армяно-григорианской.
Мне пришлось здесь сделать длинное отступление; но без него едва ли было бы понятно то особое семейное обстоятельство, которое заставляло родителей наложить табу на религию. Это обстоятельство было раной матери и осторожностью с этой раной – отца. Если мать оставила для него свой род и свой народ, то и ему, чтобы восстановить равенство, не оставалось ничего, как сделать то же в отношении своего рода и своего народа. При этом была захвачена и Церковь. Церковь Армянская явно националистична и сознается армянами таковой; я не слышал ни об одном случае обращения в армянское исповедание, армянскому духовенству прозелитизм безусловно чужд, и, думается желание присоединиться к Армянской Церкви со стороны члена иной Церкви было бы встречено армянским духовенством как сумасбродство.

Особенно замечательны слова Павла Флоренского о национализме Армянской Церкви и отсутствии в ней прозелитизма в свете того, что наговорил Мобили и прочие Ризваны Гусейновы.

Простите, а как же уничтожение Албанского католикосата, о котором нам всю плешь проели азербайджанские фолк-историки? Флоренский пишет о том, что "желание присоединиться к Армянской Церкви со стороны члена иной Церкви было бы встречено армянским духовенством как сумасбродство" и ни сном ни духом не ведает, как за 80 лет до того, как он писал свои строки целый народ албанцев / азербайджанцев-христиан, не имевший ничего общего с армянами, якобы был русскими штыками насильно загнан под омофор Армянской Церкви?

Может быть потому, что на самом деле это было никакое не уничтожение независимой Албанской Церкви а просто санкционированная царским правительством реформа внутри Армянской Церкви? Когда два в подавляющем большинстве армяноязычных католикосата были объединены в один.

Ещё статьи по теме:

Богиня Анаит и ритуальная проституция в языческой Армении.

История Азербайджана с древнейших времён.

Могила праотца Ноя в городе Нахичевань, ныне Азербайджан.

Народ удины в Азербайджане. Какую религию они исповедуют.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031