Жизнь / История / 05 февраль 2020

Армянская папесса Иоанна.

Армянская папесса Иоанна.

Помимо байки про колдуна Саргиса, его ослика и собачку, в греко-православной среде (прежде всего на Руси) бытовал и другой миф об Армянской Церкви, также нашедший отражение в русском литературном памятнике 14 века "Сказание об арменской ереси". Перечисляя "арменские ереси" русский церковник упоминает и такой факт - якобы некоторое время Армянскую Церковь возглавляла женщина по имени Лина, которая скрывала свою половую принадлежность и являлась настолько добродетельной, что она была поставлена патриархом. Все восхваляли нового патриарха, пока один человек не заявил, что это женщина. За такие слова его чуть не убили, но он обещал обличить Лину. Отправившись к Лине, он стал служить ей, а затем соблазнил ее, и она забеременела. Время рожать ей подошло на Пасху и ко всеобщей печали Лина не смогла отслужить праздничную литургию.

Её соблазнитель бежал, похитив младенца, и все попытки схватить его оказались неудачными. Добравшись до Византии, виновник событий записал все произошедшее, высмеивая армян и их незадачливого патриарха.

По мнению автора "Сказания" достоверность повествованию должны придать сразу две ссылки: на армянина Давида (наверное, из числа цатов - греко-православных армян)*, от которого об этом случае узнали все греко-православные, и на виновника позора Лины, изложившего все произошедшее в некой “книге”, из которой об этом случае узнал Давид.

Хотя, замечу, если бы такой случай действительно имел бы место быть, он скорее бы характеризовал с отрицательной стороны этих двух ренегатов, а не армян и их Церковь.

Но очевидно, мы имеем дело с греко-русским римейком известнейшего на католическом Западе сказании о папессе Иоанне (впервые появившемся в трудах хронистов 12 века). Неканоничность ситуации, при которой на епископский /патриарший престол была допущена женщина, по мнению сексистского общественного мнения тех времён сразу ставило под сомнение чистоту той церкви, где подобное могло случиться. Именно по этой причине бродячий сюжет о женщине-патриархе столь охотно использовался в разных странах, когда надо было опорочить своих конфессиональных оппонентов.

Примечание:

*в своём послании (1165) к Алексею Комнину зятю византийского императора Мануила Комнина , Нерсес Шнорали, будущий католикос ААЦ, также утверждал, что байку про Саргиса, его ослика и собачку, распространяли "отступники от Армянской Церкви" - армяне, обратившиеся в греко-православие.

Ещё статьи по теме:

Армяне и собачка колдуна Саргиса.

Колдун Саркис, его ослик и собачка.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031