Армяне и собачка колдуна Саргиса.
Как я уже писал, про ассирийского монаха Саргиса Бахиру (известного прежде всего своим знакомством с основателем ислама Мухаммедом) его конфессиональными оппонентами было сочинено множество всевозможных баек и небылиц.
Если армяне использовали его имя в антиисламской пропаганде, утверждая, что несторианский (как вариант арианский) колдун Саргис был настоящим основателем ислама, надиктовавшим Коран Мухаммеду, то византийцы рассказывали небылицы про Саргиса и армян. Дескать, именно он установил в Армянской Церкви пост Арачаворк (византийцы именовали его Арцивуриевым постом или просто Арцибурис). Появилось это название вот как.
Якобы Саргиса (как вариант - его ученика) ещё звали Арци, а его собачку Урци. У Арци была привычка вешать свои проповеди на шею этой собаки, которая шла впереди него на пути к его ученикам. В один день, собаку поймали волки и съели. В ужасе, Арци обязал армян ежегодно оплакивать смерь своего пса постом. Так и появился "Арцибурис".
На самом деле
армянское слово Арачаворк означает предшествующий (Арачаворац, Առաջավորաց с армянского "предшествующий, предварительный"), потому, что он предшествует Великому Посту. Пост с названием Арчаворк установил в Армянской Церкви святой Григорий Просветитель по аналогии с ассирийским постом "Прошение ниневитян", который ассирийцы держат примерно в то же самое время (в окружении св. Григория было много ассирийцев). А заканчивается армянский пост Арачаворк днём памяти св. Саргиса (по мнению византийцев армяне в этот день вспоминали того самого колдуна). Но на самом деле это день памяти тёзки "колдуна Саргиса" - Саркиса Спарапета (Сергия Полководца).
Парируя приведённые выше байки византийских пропагандистов армянский католикос св. Нерсес Шнорали писал:
P. S. Байка про армянина Арци и собачку Урци проникала и в славянскую среду - сначала к болгарам "Житие Иллариона Могленского", а потом и к русским "Сказание об арменской ереси".
Вот, что например рассказывается в "Житии Иллариона Могленского" - о диспуте между св. Илларионом и армянами:
Ответ армян. Этим постом мы постимся в честь некоего армянина Сергия, который пострадал в нашей стране.
Ответ епископа. Как вы, нечестивые, можете доказать, что этот Сергий был православным и пострадал ради Христа?
Ответ армян. Они же, не зная, что на это отвечать и желая оправдаться, сказали, что это пост Ниневитский, потом – Адамов, потом –Армянский, [видимо], когда их народ пожелал креститься, и, наконец, пост Константина Великого.
Ответ епископа. Святой, обличив их от Священного Писания, сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать истинно! [Если вы не хотите сказать правду], я вам скажу, хотя вы это и сами хорошо знаете.» Этот Сергий был ересиархом у армян. Он имел [такого же] нечестивого последователя, по имени Арцивурций, который возвещал его учение, подготавливая людей разными бесовским хитростями к приходу Сергия в город или селение, где жили его ученики, последователи его заблуждения. Когда они видели этого пса [Арцивурция], то за день выходили навстречу [своему] учителю. Однажды, когда Арцивурций был послан с таким поручением, он был растерзан волками. Когда утром Сергий пришел, его никто не встретил. Войдя [в селение], он узнал, что его «предтеча» сюда не приходил. Сергий весьма огорчился и послал на поиски Арцивурция. Посланные же нашли только его останки. В память об этом Сергий и повелел всем армянам поститься, оплакивая кончину его, в определенное время года, назвав этот пост Арцивурциевым. Следуя этому установлению, вы и соблюдаете этот пост. Многие из них, устыдясь этого обличения, оставили свою ересь и присоединились к Соборной Церкви.
Ещё статьи по теме:
Албанский историк о возникновении ислама.
День святого Саркиса – день влюблённых в Армении.
Колдун Саркис, его ослик и собачка.
Почему пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино.
Пророк Мухаммед и монах Бахира. Исламская версия.
Источник