Спящие отроки в Скандинавии.
Легенда о семи спящих отроках (молодых солдатах-христианах, замурованных в пещере по приказу римского императора-язычника, но не погибших, а надолго уснувших и чудесно пробудившихся через две сотни лет) широко стала популярна на христианском и мусульманском Востоке и христианском Западе благодаря сирийскому (ассирийскому) миафизитскому гимнографу Иакову Серугскому (ок. 450-521), написавшему в честь них гомилию (поэтическая форма церковной проповеди, по сирийски мемра).
Из сирийской традиции легенда перекочевала как в Коран (Сура "Аль-Кахф" "Пещера"), так и к западным церковным историкам - Григорию Турскому (по его словам слышавшего историю "от одного сирийца"), Павлу Диакону и Иакову Ворагинскому в "Золотую легенду" - популярнейший в средневековой Европе сборник сказаний о жизни святых.
Павел Диакон в "Истории лангобардов" помещает пещеру отроков в Скандинавию на берега холодных северных морей:
Вблизи этого места живет народ скритобинов - так они зовутся - у которых даже в летнее время лежит снег и, которые ничем от диких зверей не отличаясь, не едят ничего другого, кроме сырого мяса диких зверей, из невыделанных шкур которых они изготовляют себе одежды.
("История лангобардов", Книга I, глава 4-5).
Предполагается, что под скритобинами Павел Диакон разумел саамов.
Ещё статьи по теме:
Пещера спящих отроков (Асхаб аль-Кахф) в стране уйгуров.
Почему имам Шамиль сравнивал себя с собакой.
Семеро спящих отроков в Коране и на печати имама Шамиля.
Спящие отроки из Эфеса в ассирийской традиции.
Источник