Знаменитые киноразведчики и их реальные прототипы
«У вас продаётся славянский шкаф?» Знаменитые киноразведчики и их реальные прототипы
Кино про разведчиков любит большинство зрителей, и это тенденция не только российская, но и общемировая. И кинокарьера агента Её...
В отечественном кинематографе шпиона-разведчика такого типа не было, но свои у нас тоже не промах. И практически за каждым из героев стоит реальный прототип, чья реальная судьба порой складывалась интереснее, чем любое кино.
«Подвиг разведчика»
Снятый в 1947 году фильм о советском разведчике Алексее Федотове, который под именем Генриха Эккерта в оккупированной немцами Виннице добывает секретные документы, со временем стал казаться слишком уж упрощённым и нереалистичным.
Между тем, в основе его лежат реальные события. Главным прототипом Федотова называют знаменитого советского разведчика-диверсанта Николая Кузнецова. Как и Федотов, Кузнецов захватил немецкого генерала – командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» фон Ильгена.
Правда, в отличие от киноразведчика, Кузнецов не имел возможности переправить генерала в глубокий тыл, поэтому высокопоставленный фашист был расстрелян после допроса в партизанском отряде.
Именно в этом фильме появился теперь всем известный пароль: «У вас продаётся славянский шкаф?». Также запомнился момент, когда Федотов в роли фашиста Эккерта за праздничным нацистским столом поднимает многозначительный тост: «За нашу победу!»
Судьба Николая Кузнецова сложилась трагичнее, чем у киногероя. Если разведчик Федотов благополучно вернулся домой, то Кузнецов весной 1944 года погиб в бою с украинскими националистами под Львовом.
«Майор Вихрь»
В 1967 году была экранизирована история о советской разведывательной группе, которая была заброшена в немецкий тыл с целью не допустить уничтожения фашистами сокровищницы мировой культуры – города Кракова.
Драматическая история основана на реальных событиях, а у майора «Вихря» оказалось даже два прототипа – Евгений Березняк и Алексей Ботян.
Евгений БерезнякДело в том, что задачу по предотвращению уничтожения города решали сразу две советские разведывательные группы. Эпизод фильма, где советский разведчик сбегает из-под ареста на городском рынке – абсолютно реальный факт из истории Березняка.
Алексей БотянКстати, Евгению Березняку факт пребывания в немецком гестапо дорого обошёлся – после возвращения к своим он долгое время подвергался проверкам со стороны коллег-чекистов. И только задержание одного из краковских гестаповцев, подтвердившего все обстоятельства побега советского разведчика, вернуло Березняку доверие руководства.
Известно, что с началом Гражданской войны бывший фронтовик и выпускник Тифлисской школы прапорщиков Павел Макаров примкнул к красным. Однако под Мелитополем он попал в руки белых, но сумел уцелеть и даже был зачислен в Добровольческую армию. Макаров умел располагать к себе людей и, благодаря этому качеству, сумел занять пост адъютанта командующего армией генерала Май-Маевского.
Именно эта книга ляжет в основу написанного Игорем Болгариным и Георгием Северским сценария. Однако у авторов и Макарова случился конфликт, и писатели стали отрицать, что прототипом Кольцова является Макаров.
Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны Павел Макаров был одним из организаторов партизанского движения в Крыму, и этот героический период жизни бывшего генеральского адъютанта никто не оспаривает.
Макаров умер в 1970 году, не получив и малой толики той славы, которая обрушилась на фильм.
«Семнадцать мгновений весны»
У, пожалуй, самого известного советского разведчика штандартенфюрера фон Штирлица нет точного прототипа. Хотя многие эпизоды его биографии, разведывательные операции, в которых он участвует, имеют под собой вполне реальную почву.
Частью биографии Штирлица является биография сотрудника гестапо, гауптштурмфюрера СС Вилли Лемана, который был завербован советской разведкой ещё в 1929 году.
Он передавал в СССР важнейшую информацию о военной программе Германии, о новейших технических разработках. За три дня до начала войны сотрудник гестапо передал советской разведке информацию о том, что боевые действия начнутся 22 июня. Леман был разоблачён фашистами и ликвидирован в 1942 году.
В 1942 году немецкой контрразведке удалось расшифровать радиопередачи из Москвы, что позволило разоблачить Шульце-Бойзена. Он был казнён в Берлине в декабре 1942 года.
«Мёртвый сезон»
Этот снятый в 1968 году фильм называют первой советской картиной о работе разведчиков в условиях «холодной войны».
Интересно, что сам Молодый тоже имеет отношение к картине – он был одним из консультантов фильма. А вступительное слово к картине говорит ещё одна легенда советской нелегальной разведки – Рудольф Абель, он же Вильям Фишер. Абель, работавший в США и арестованный агентами ФБР, как и Молодый, был обменян на осуждённого в СССР западного агента – сбитого лётчика самолёта-шпиона У-2 Фрэнсиса Пауэрса.
«ТАСС уполномочен заявить»
В отличие от других картин, эта вышедшая в 1984 году лента посвящена работе не разведки, а контрразведки. Может, поэтому в центре внимания оказался отрицательный персонаж – американский агент «Трианон». Роль «Трианона» сыграл Борис Клюев, известный поклонникам современных сериалов как Воронин-старший из сериала «Воронины».
Операция по его выявлению и нейтрализации в картине изложена во всех подробностях. Огородник действительно был завербован ЦРУ с участием красотки Пилар, действительно отравил ядом, полученным от своих кураторов, ставшую его подозревать любовницу по имени Ольга и действительно покончил с собой при помощи начинённой ядом авторучки.
Сотрудникам контрразведки удалось оставить ЦРУ в неведении относительно гибели агента, и благодаря этому, при закладке тайника был с поличным задержан сотрудник посольства США. Только в действительности это был не мужчина, а женщина – Марта Петерсен.
Когда сотрудники КГБ вскрыли тайник, закамуфлированный под камень, то, помимо шпионских принадлежностей, золота и денег, нашли ещё и записку, приготовленную сотрудниками ЦРУ на случай попадания закладки в чужие руки: «Товарищ! Оставь деньги и золото у себя, но не трогай других вещей в пакете, чтобы не узнал слишком много и не подвергнул свою жизнь и жизнь твоих близких опасности».
Впрочем, и у положительного героя картины, советского разведчика Славина, есть свой прототип. Автор романа и сценария к фильму Юлиан Семёнов написал этот образ со своего друга, генерал-майора КГБ Вячеслава Кеворкова. Хотя история Славина, в отличие от истории «Трианона», отнюдь не столь документальна.