Жизнь / История / 02 январь 2020

Курды и окончательное решение ассирийского вопроса.

Курды и окончательное решение ассирийского вопроса.

Мой перевод англоязычной статьи Mustafa Barzani's plans for the Assyrians (План Мустафы Барзани относительно ассирийцев).

В один из холодных зимних дней 1967 года Мустафа Барзани сделал следующее заявление про ассирийцев: «Те, кто не принимает своей курдской идентичности могут убираться к арабам!».

Этнические чистки ассирийцев и идея их ассимиляции в качестве «христианских жителей» будущего «Курдистана», похоже планировались с тех самых времён как в начале 60-х годов началась курдская революция в Ираке.

Вот уникальное свидетельство бывшего телохранителя имама Мустафы Барзани еще в 1967 году.

Отец Массуда Барзани, имам Мустафа Барзани в 1961 году поднял восстание против центрального правительства в Ираке, и некоторые ассирийские лидеры активно поддержали курдов. Ассирийцы оказались перед такой же дилеммой как позднее их братья в Тур Абдине в 90-е годы: выбор между боевиками Рабочей Партии Курдистана и турецким правительством

В Тур Абдине ассирийцы предпочли нейтралитет, но всё равно подверглись резне и изгнанию. На сегодняшний день в Тур Абдине осталось не более, чем несколько тысяч ассирийцев.

В северном Ираке часть ассирийцев была убеждена в том, что курды ведут справедливую борьбу, в то время как другие надеялись на курдскую защиту их семей и деревень.

Однако результат был не лучше, чем в Тур Абдине.

Ассирийцев, занимавших ведущие посты в курдской демократической партии часто физически устраняли. Среди них губернатор Эрбиля Франсо (Френсис) Тома Харири (Franso Toma Hariri) [1]. В то же самое время множество ассирийцев бежало в главные иракские города или за границу, спасая свои жизни. В покинутые ассирийцами деревни заселились курдские семьи.

Только в Нохадре (курдский Дахук) около 60 ассирийских деревень до сих пор оккупированы курдами.

В 1992 году вновь сформированный Курдский Региональный парламент постановил, что все оккупированные земли должны быть возвращены ассирийцам. Но данное решение так и не было воплощено в жизнь. В 1993 году депутат-ассириец Френсис Юсеф Шабо настойчиво добивался его выполнения. Некоторое время спустя Шабо был убит недалеко от собственного дома.

Расследование убийства долго затягивалось. На YouTube есть ролик (сейчас недоступен), господин Йонадам Канна, тогдашний министр жилищного строительства Курдского автономного региона, объясняет обстоятельства, связанные с убийством. Он также добавляет, что задавал вопрос Масуду Барзани, почему в расследовании не было никаких подвижек. Господину Канне ответили, мол, все бумаги по делу уничтожены во время пожара в Эрбиле.

Клан Барзани, который, как считается, имеет ассирийско-христианское происхождение (2) некогда использовал ассирийцев в качестве инструмента в своей борьбе против Багдада. Но, когда борьба в конечном итоге принесла свои плоды, похоже на то, что клан намерен предоставить ассирийцам выбор – либо считать себя христианскими гражданами или исчезнуть.

Вот уникальное свидетельство бывшего телохранителя [3] Мустафы Барзани, который позднее покинул ДПК (Демократическую партию Курдистана). По его словам, Мустафа Барзани ясно изложил свои намерения относительно будущего ассирийцев в будущем "Курдистане" – будущие этнические чистки или изгнание. Это произошло на встрече с лидерами курдских кланов в 1967 году в его зимней резиденции в деревне Делман в Равандузе.

Вот полное изложение событий:

Лидеры курдских кланов из разных районов северного Ирака собрались в доме революционного лидера Мустафы Барзани, дабы выразить свою лояльность. Как обычно, он пришел на встречу с некоторым опозданием. Все встали во внимании и почтении и выстроились в очередь, чтобы поцеловать его руку. Он окинул каждого из них своим строгим покровительственным взглядом, а затем сказал, что знает, что они «могут найти дорогу домой, предав себя врагу» (то есть могут предать его, он подозревает их в нелояльности). Все согласились и попросили прощения, обещая показать полную лояльность своему лидеру в будущем. Барзани принял их извинения, и встреча началась.

Лидеры клана рассказали о численности своих бойцов и их боевых возможностях. Затем Барзани попросил своего телохранителя взять сумку с деньгами, которую он раздал клановым лидерам клана, сказав: «Это мое оружие, чтобы купить лояльность тех, кто не верит в законное дело нашего народа». Ближайший человек Барзани Исмаил Теллани, сидевший рядом с ним, объяснил, что лидер не хочет покупать лояльность присутствующих, но всего лишь сообщает, как далеко зашла курдская революция. А затем добавил: «Наш лидер поставил Америку на колени. Поэтому наши жизненные силы бьют ключом».

Лидеры клана еще раз заверили Барзани в своей лояльности. А один из них, Фаттах аль-Хирки, выразил свой гнев и неудовольствие тем, что

светлое будущее Курдистан» придётся разделить с «гяурами» (безбожными) христианами-ассирийцами.

Он продолжил:

Мы все знаем какую богатую историю они имеют. Среди нас нет ни одного, кто бы не знал, что Ниневия их историческая столица…

Но Мустафа Базани резко прервал его:

После того, как наша революция победит, моей первой целью будет разобраться с ассирийцам, живущих в нашей стране, и отдалить их друг от друга. Я буду расселять их по разным деревням на расстоянии не менее 100 километров. Таким образом я разорву связи между ними. Еще одной мерой против них будет запрет на покупку земли. Со временем исчезнут даже так называемые исторические документы. Но в данный момент я должен вести ту же политику, что и англичане. В настоящее время наша революция остро нуждается в их боевой мощи. Когда речь заходит о постреволюционной конституции, она будет в наших руках, и каждый, кто именует себя «курдом», найдет свое место в Курдистане. Те же, кто не принимает нашей курдской идентичности, могут убираться к арабам!

После чего некоторые лидеры клана заявили о своей готовности немедленно начать изгнание ассирийцев. Тауфик аль-Барвари (Tawfiq al-Barwari) заявил о готовности депортировать ассирийцев из Барвари менее чем за 24 часа.

Мустафа Барзани ответил:

Господин Тауфик, вы отвечаете за свой район. Вы можете начать работу немедленно.

Али Хало (Ali Halo) сказал:

Я также начну делать то же самое в районе Синди и Захо (Sindi и Zakho).

Пашдар Ага (Pashdar Agha) сказал:

Достопочтенные руководители! Я говорю это. Если в наших венах есть хоть капля благородной крови, мы должны уничтожить ассирийцев. Вы очень хорошо знаете, что провал революции шейха Махмуда и эль-Хафеза в Барзане случился из-за ассирийцев. Поэтому ассирийцы должны либо покинуть Курдистан, либо преклонить колени перед Курдистаном.

Мустафа Барзани отвечал, что удовлетворён всеобщим согласием по данному вопросу, но нужно подождать окончания революции, прежде чем предпринимать более широкомасштабные действия. Ассирийцы ещё были нужны. Однако он уже отправлял приказы партизанам Пешмерги в округе Бехдинан (Behdinan) атаковать ассирийцев в этом районе и принуждать их к бегству.

Внезапно Барзани понял, что сказал слишком много в присутствии своего телохранителя (учитывая, что у того была мать-ассирийка) и сразу же сменил тему разговора, повелев телохранителю позвать своего личного врача ассирийца Оро (Орахем). Телохранитель, отправившись искать доктора Оро, вернулся с сообщением, что врача нет в его комнате, он пошёл в мастерскую к знакомому ассирийскому портному Исе Рихану. Встреча закончилась. Это был холодный зимний день в доме Барзани, завершает рассказ бывший телохранитель Барзани.

В мае 2006 года Нинеб Ламассу, впоследствии учившийся в Кембриджском Университете на Доктора Философии [4] написал открытое письмо курдскому ревизионисту Диако Харибу (Diayako Xarib) в ответ на его статью «Есть ли ассирийский вопрос в Курдистане?» [5]

Ответ Ламассу был озаглавлен «Ошибка курдского интеллектуала». В письме выразил возмущение предательским поведением клана Базани, которое испытали на себе ассирийские лидеры, несмотря на то, что они сражались бок о бок. Одним из таких ассирийцев был отец Пол Бидаро (Bidaro) - ассирийский священник из халдейской церкви - который присоединился к силам муллы Мустафы Барзани вместе со многими ассирийцами. Но он покинул курдское движение после того, как спросил Мустафу Барзани:

А как насчет прав моего ассирийского народа сейчас?

Мустафа Барзани ответил:

Мы повесили нашу burnu («винтовку») на плечо. Вы можете сделать то же самое.

Отец Бидаро немедленно попросил руку Барзани. Когда он протянул руку, отец Бидаро пожал ее и сказал:

Пожалуйста, примите мои соболезнования, потому что вы только что уничтожили курдское движение за свободу. Любая нация, которая не признает права другой угнетенной нации, не достойна свободы.

Ламассу продолжает свой ответ Харибу:

Абсурдно ваше утверждение о том, что, дескать, насилие в отношении моего ассирийского народа в северном Ираке вовсе не вызвано не тем, что они ассирийцы. Как случилось, что Фрэнсис Юсиф Шабо, представитель ассирийцев в региональном правительстве (Курдистана – прим.), был убит вскоре после того, как он потребовал в парламенте возвращения ассирийских деревень, оккупированных курдами, их законным владельцам? И не является секретом, кто является заказчиком убийства и его положение во власти».

Слова Ламассу относились, конечно же, к клану Барзани.

[1] http://www.atour.com/news/assyria/20010222a.html

(2) Американский историк Роберт Брентон Беттс (Robert Brenton Betts) утверждает, что представители клана Барзани изначально являлись христианами – ассирийцами, обратившимися в ислам в 19 веке

«Лидер курдских сепаратистов мулла Мустафа аль-Барзани, как известно, имеет древние несторианские корни. Его семейство, выходцами из которого были 12 епископов Церкви Востока, обратилось в ислам только столетие назад». Шведский посол Ингмар Карлссон включил эту цитату в текст своей книги «Крест и полмесяц» в 1991 году, однако потом в 2005 году удалил. Нинеб Ламассу в своём ответе Диако Харибу (Diayako Xarib) также утверждал, что изначально клан Барзани был ассирийско-христианским и назывался Раулнайе, по имени епископа Мар Раул.

[2] Jan Beth-Sawoce, Kürt Milliyetçiliği ve Ulusal Inkarcılık, pp. 7-11, Bet-Froso Nsibin, Södertälje, Sweden 1994. Источником для «аль-Турахт» (журнал Иракской Христианской Демократической партии, выпуск 11 за март 1989 года) был бывший телохранитель Барзани. Мать этого телохранителя была ассирийкой. Её насильно выдали замуж за курда в 1918 году, когда ассирийцев изгнали из Урмии в Персии в лагерь Бакуба, Ирак.

[3] www.kurdmedia.com/articles.asp?id=12331 (The link not active anymore)

[4] PhD (Doctor of Philosophy) — это учёная степень в США и некоторых других странах. В России наиболее приближённой к ней считается кандидат наук. В американской системе PhD является последней ступенью образования, поэтому иногда степень переводят как «доктор наук», однако наша докторская диссертация по требованиям более сложная и фундаментальная работа. То есть PhD — это где-то посередине между нашим кандидатом и доктором.

Геноцид ассирийцев. Хронология.

День Ассирийского мученика (Юма д-Саhда Атурая). История памятного дня.

История массовых убийств курдами ассирийцев.

Резня армян и ассирийцев до геноцида 1915 года.

Резня ассирийцев турками и курдами в Дьярбакыре.

Резня ассирийцев курдами в Хаккяри.

Трагическая история ассирийской девочки Каримы.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930