Богиня Анаит и святой Григорий Просветитель.
И паки-паки про богиню Анаит, которую любят поминать всуе азепроповские тролли.
Отметим, что женское имя Анаит (в западно-армянском произношении Анахид) стало популярно у армян только в конце XIX, начале XX века. В связи с появлением интереса к дохристианскому прошлому. Как и в других христианских странах и у других христианских народов это связано с возникновением, ростом и развитием (буржуазного) национализма. Когда интеллектуалы люто-бешено начинали искать свои исконные-посконные корни, задаваться вопросом "Зачем нам еврейско-космополитическо-аскетическое христианство" и призывать вернуться к родным "Вотанам, Пердунам, Замолксисам, лешим, водяным и русалкам".
До этого времени память об армянской богине Анаит была прочно стёрта из памяти народной стараниями армянских церковников и обычно девочек таким именем не называли.
К культу Анаит ещё святой Григорий Лусаворич, просветитель Великой Армении такую сильную неприязнь испытывал, что даже кушать не мог.
Вспомним, что брошен в Хор Вирап по приказу царя Тиридата Великого (когда он ещё был язычником) святой Григорий был именно из-за отказа почтить "великую богиню".
Вот как описывает события историк Агатангелос:
Царь зашел в шатер и сел ужинать, и когда перешли к вину, он приказал Григору поднести в дар изваянию идола Анаит венок и густые ветви дерев. Но тот отказался совершить обряд поклонения богам.
[Агатангелос. Житие и история святого Григора, главы 48-49].
Далее следует пространный диалог между царём и святым Григорием, в котором последний объясняет царю на пальцах, попутно обильно цитируя Библию, что "я тебя конечно уважаю как царя, но твоих поганых богов в гробу видал, ибо все, кто им поклоняется - ослы" . А царь в свою очередь призывает почтить "родных богов", обещая дать ему (бочку варенья и корзину печенья) повышение в должности, а в противном случае сделать "секир-башка".
Приведу только высказывания об Анаит (им обоим, Тиридату и Григорию, как свидетелям цены нет. И о культе Анаит они знали всяко больше, нежели современные армянские неоязычники или азербайджанские пропагандисты):
И вместо бардза и повышения получишь тюрьму, мучения и смерть, которая лишает людей надежды на жизнь, если не согласишься поклоняться богам, особенно великой госпоже Анаит, славы и спасительницы народа нашего, которую почитают все цари, особенно царь греческий. Она мать всякого целомудрия, благотворительница всего рода человеческого, отпрыск великого, доблестного Арамазда
[Агатангелос. Житие и история святого Григора, глава 53]
Григорий отвечает:
[Агатангелос. Житие и история святого Григора, глава 59]
Царь
[Агатангелос. Житие и история святого Григора, глава 68].
Итак, какие сведения мы можем почерпнуть об Анаит из их диалога? Царь нам поведал, что Анаит - дочь верховного бога Арамазда (в котором нетрудно узнать зороастрийского Ахура-Мазду), защитница и покровительница Армении, благодаря почитанию которой страна процветает. Интересны слова царя о том, что Анаит "почитает прежде всего царь Греческий"- тут речь об отождествлении Анаит с какой-то греко-римской богиней (Афродитой?). Упор на греческого царя (т.е римского императора) Тиридат делает потому, что он воссел на престол на римских штыках. Григорий же нам рассказывает, что Анаит некогда была реально жившим на земле человеком и великой волшебницей, впоследствии обожествлённой.
А теперь, как я люблю говорить вишенка на торт. Касательно ритуальной проституции в храмах Анаит, которая, если верить азерпроповским пропагандистам носила прям таки повальный и всеобъемлющий характер по всей Армении. Заметим - когда царь называет Анаит "матерью целомудрия", Григорий ему отнюдь не возражает. А будь культ Анаит неразрывно связана с проституцией - благочестивый христианин Григорий не преминул бы возмутиться - "мол, как так, ты блудниц целомудренными называешь?! Ты, браток, совсем рамсы попутал, кукушкой тронулся и берега потерял!" А Григорий ни словом об этой самой храмовой проституции не обмолвился.
Стало быть, можем повторить вслед за английским исследователем Джеймсом Хастингсом:
До наших дней не сохранилось доказательств, что для культа Анаит священная проституция была характерной или практиковалась по всей территории Армении повсеместно, тем более, что армянские авторы после принятия христианства никогда не описывали этого явления для того, чтобы использовать этот факт для атак на старую религию.
[Encyclopædia of Religion and Ethics / James Hastings. — Elibron Classics, 2001. — Vol. 1. — P. 797. — 587 p.]
Ещё статьи по теме:
Богиня Анаит и ритуальная проституция в языческой Армении.
Неоязычество в Армении.
Происхождение восьмилучевой свастики.
Сирийское божество, почитавшееся в Армении.
Язычники крещёной Армении. Часть 1-я.
Язычники крещёной Армении. Часть 2-я. Аревордик.
Источник