Жизнь / История / 02 январь 2020

Армяне-мусульмане

Армяне-мусульмане

Амшенские армяне

Амшенцы (Համշենցիներ) - субэтническая группа армян, населящая черноморское побережье от провинции Самсун в северо-центральной части Турции до юга России. На сегодняшний день общая численность субэтноса амшенских армян только в России составляет от 300 до 500 тысяч человек.

С незапамятных времён дохеттского периода, предки сегодняшних армян заселяли прибрежные районы Малой Азии, известные впоследствии как Халдия (Халтик) и Армениакон (Армениак) - родину мифа об амазонках из окрестностей города Амасья. Из этих областей шла помощь славному Приаму в годы Троянской войны, рядом с которым сражался и славный Зармайр Айказуни, сложивший голову в одном из сражений под стенами Трои.

Первые сведения о появлении новой мощной волны миграции в одну из армянских областей, ставшей к тому времени окраиной Восточно-Римской империи - Халтик, дошли до нас от средневековых историков Гевонда и Ована Мамиконяна. Согласно их сведениям, в 791 году н.э. во время сражения с арабами, князья Хамам и Шапух Аматуни потеряли свои владения в Артазе. И, дабы защитить население от безжалостного и жестокого режима арабских Аббасидов, князья переселили их в пределы империи, которую мы знаем сегодня под именем Византия. Вот, что рассказывает в своих работах историк конца VIII века Гевонд:

«Лишившись всего имущества, голые, босые, голодные, нуждающиеся в пище, перешли они в страну ромеев. Число их, говорят, было до 12 000 мужей с женами и детьми. Предводителями их были Шапух из рода Аматуни, Хамам, сын его и другие из вельмож и армянских всадников. Немилосердные неприятели погнались за ними и настигли их на пределах Иверии, в области Ког; но были разбиты и обращены в бегство; а сами они перешли реку Акампсис, которая, протекая по стране тайкской на северо-запад через Егерию, впадает в Понт. По переходе через реку, слух о них скоро дошел до императора Константина, который призвал их к себе, наградил почестями вельмож и их всадников; а остальной народ поселил в плодоносной и богатой стране».

Армянские беженцы поселились вокруг города Тампур, расположенного между Черным морем и Понтийскими горами. Впоследствии, название этого города было изменено сначала на Амамашен, затем - на Амшен, в честь князя Амама из династии Аматуни (ныне Хемшин). В этом регионе, княжество амшенских армян процветало. И, будучи отрезанными от остальной части армянской популяции на протяжении многих столетий, они смогли сохранить свой уникальный диалект армянского языка.
Вот, что писал о них Минас Бжишкян, он же Мина Медици или Медичи — член конгрегации венецианских мхитаристов (армяно-католического братства) на острове св. Лазаря.

Хамшен или Хамамшен, на расстоянии однодневного пути вверх близ горы Пархал, — это разные деревни, где находится древний монастырь и где обнаружили весьма большой котел и дивную дорогу, которая, будучи прорублена в горе, доходит до реки Фуртуны. Здесь же находятся реки Еловита и Хачевана. Тут имеются весьма большие леса, дошедшие до нас со времен армянских царей и изобилующие различными деревьями и растениями, носящими армянские названия, среди которых, попадается толстый самшит. Жители сих мест доставляют царю 2000 оки восковых свечей. Здесь производят много свечей. Главное поселение называется, Баш-Хамшен, через которое проходит река, и на вершине горы имеется маленькая крепость. На этой горе выпадает большой снег. Иногда путники, не будучи в состоянии проехать, погружаются в снежный сугроб и по несколько дней остаются живыми, ибо под снегом тепло, а затем выходят невредимыми.

Монастырь Хачикяр — это большое место богомолья для армян и иноплеменников. Близ этого монастыря нашли большие колокола. Здесь находится большая могила медведя с надписью гласящею о том, что этот медведь верно служил монастырю в течение 12 лет. Армяне и турки до сих пор бессознательно ходят на богомолье к этой могиле и ежегодно в тот день, когда медведь сдох, творят над нею молитву. Хамшены делятся на 2 части. Многие из них обращены в ислам, однако соблюдают христианские обычаи. Они не скупятся в приношениях и раздаче милостыни. Почти все в день преображения и успения богородицы отправляются в церковь, зажигают свечи и приносят жертвы за спасение душ своих предков. Все говорят по-армянски. Одна часть их ушла в Хуршунли и Сюрмене. Ушедшие в Хуршунли остались христианами. В земле нашли зарытое в древности оружие и много свечей. Это место построено армянским царем Хамамом, и было оно в древности замечательным краем, как видно по строениям, и называлось оно Дампур.

Здесь находится старинная крепость на скале, которая называется Зилкале. Внутри видны дивные сводчатые здания, сохранившиеся с древних времен, и большая башня. Нижний край его доходит до реки Фуртуна, где имеются другие укрепления, древние церкви и часовня на горах, а также обвалившиеся строения.

Село Хуршунли расположено близ Чарчанбая. Жители его — армяне, пришедшие из Хамшена,и все записаны в вояки из поколения в поколение. Они имеют воеводою армянского князя, который и управляет ими. Они не боятся людей. Только лишь ведут войну с Дер-беем. Они — сильные люди.

Что касается религии, то большинство амшенских армян будучи христианами, относились к пастве Армянской апостольской церкви. В 1461 году город Амшен был захвачен и на протяжении 16-18 веков, в период османского завоевания, значительная часть амшенцев насильно обращена в ислам, а те, кто отказывался принять новую религию, расселялись по прибрежной полосе (Трапезунд, Орду, Гиресун, Самсун, Болу) или по восточному побережью Черного моря, в дальнейшем став подданными Российской империи. Там они нашли свое пристанище, в основном от Батума и севернее, до побережья Крыма, сохранив свою историю, культуру и религию. Сейчас в Турции лишь в отдельных районах Амшена, такие как Елиовит, еще сохранилось христианское население.

Касательно внешности амшенских армян нужно отметить их отличие от современных жителей Армении: они более светлые, относительно высокие и с более «крупными» чертами лица, по характеру - весьма добродушны и меланхоличны. Среди знаменитых амшенцев в Турции известны бывший премьер-министр Турции - Месут Йылмаз, режиссёр Озджан Альпер и певец Гекхан Бирбен.

Как сообщалось в турецком издании «Akunq», по неофициальным данным в Турции ныне проживает около 7 млн.армян: амшенские армяне (хемшилы), криптоармяне и стамбульские армяне. Каждая из этих субэтносов имеет свои печатные и электронные издания. В них обычно публикуются материалы, касающиеся армянской истории, языка и культуры. А с 2014 года в Стамбуле стал публиковаться журнал под названием «Gor» для амшенских армян, издающийся дважды в год на турецком и на амшенском диалекте армянского языка.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Ноябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Fatal error: Uncaught RedisException: MISCONF Redis is configured to save RDB snapshots, but it is currently not able to persist on disk. Commands that may modify the data set are disabled, because this instance is configured to report errors during writes if RDB snapshotting fails (stop-writes-on-bgsave-error option). Please check the Redis logs for details about the RDB error. in [no active file]:0 Stack trace: #0 {main} thrown in [no active file] on line 0