Как дружили народы Северного Кавказа до ...
Между народами Северного Кавказа была крепкая дружба. Дружба имела свои особенности. Слово, КУНАК (от тюркского слова "къонакъ", что в переводе означало - друг), или друг, то есть такой друг, за которого могли жертвовать имуществом, если надо было и жизнью. Когда один кунак (друг) приезжал к другому - в гости или по своей надобности, то принимающая сторона снабжала приезжего всем нужным, ни сколько не жалея и своей собственности.
Крепкие дружественные связи были между кумыками, черкесами, карачаевцами и балкарцами. В 1759 году владелец Малой Кабарды Коргона Канчокин, избегая притеснения от владельцев Большой Кабарды, перешёл на левый берег Терека (Российская земля), приняв Христианство, и положив первое основание городу Моздок, поселясь здесь со своими подданными. Они жили в дружбе с ингушами.
Если случались ссоры (а их было единицы) между Князьями и Узденами (богатыми, состоятельными), то примирение происходило с помощью Третейского суда и ... закланием овцы и прикосновением языка к окровавленному кинжалу.
Если кто-нибудь отважился обидеть приезжего гостя, виновник должен был заплатить Князю одного ясыря (невольника), а за убийство гостя десять ясырей.
Российские жители Кавказской губернии, что жили по соседству с горцами - линейные казаки, - имели кунаков (друзей) у кумыков, черкесов, чеченцев. Вели дружбу (куначество) с ними - с народами Северного Кавказа. В мирное время это было без вреда с обеих сторон. Дружба соблюдалась.
По правому берегу Терека были (есть) деревни, где проживали разные народы. Например, деревни Девлет - Гирея и Брагунское или Брагунское владение. В Девлет - Гиреевой деревне принадлежащей черкесскому князю Девлет-Гирею Магомет Беку проживали черкесы, кумыки и нескольких семей из разных народов. В Брагунском владении, принадлежащем двум кумыкским князьям, двоюродным братьям, полковнику Кучун-Беку Таймазову и Ахшула-Беку, жили в основном кумыки и несколько семей из других народов. Жили мирно. Все были довольны! Но, потом началось ...
Вот, что писали о народах Северного Кавказа в конце XVIII века историки и "специалисты" по Кавказу Российской империи:
" ... В случае недостатка - когда приехал кунак, - принимающая сторона пускается с ним вместе на воровство и отдаёт всю добычу своему кунаку. Сей странный способ помогать друг другу, с обидою ближнего, употребляемый между кавказскими народами от древнейших времён, есть главное звено их политических соотношений. Каждый старается иметь кунака в отдалённой стране, и прибегает к нему в случае нужды; а посредством связей сближаются между собою все народы ..."
" ... Лучший способ обеспечить себя от разбоев на случай переезда из одного места в другой внутри гор, состоит в поиске надёжного кунака, каковые охотно нанимаются в провожатые за умеренную плату и отвечают за целостность особы и пожитков путешественника ... "
" Богатые люди и купцы ездят из Моздока в Грузию, и из Кизляра в Дербент и Баку, как под покровительством кунаков. Хотя великая разность между наёмными кунаками и той связью, которая под тем же именем существует у горцев между собою; однако не менее того обычай требует, чтобы наёмный кунак защищал своего наёмщика, не щадя своей жизни, ежели не хочет себя навсегда обезславить; а сия самая известность достаточно предохраняет путешественника от нападения разбойников, которые обыкновенно ищут лёгкой наживы, а не упорной драки ...".
Вот это да! Какое неуважение к другой культуре, к народам Северного Кавказа! А может они готовили народы Российской империи перед вторжением на Кавказ.
Источник