Эффективность пики глазами специалистов XIX века. "Одна сабля на две пики" (генерал-лейтенант Терентьев, 1865 год).
Практически весь XIX век в Русской императорской армии шли споры о необходимости применения пики в кавалерии. Как писал один из русских военных теоретиков, М. Терентьев, "ни один однако военный вопрос не возбуждал таких продолжительных споров, как вопрос о вооружении кавалерии пикой (разве только еще вопрос о кирасирах). Один считал пику царицей белого оружия, другой слабейшею из всех оружий". Сокращенное изложение взгляда М. Терентьева, сформулированного им в статье "Кавалерийские вопросы", опубликованной в "Военном сборнике" в 1865 году, приводится ниже.
Пика - оружие одностороннее: она хороша для первого удара и преследования; в схватке же, в одиночном бою она не только бесполезна, но и вредна, потому что отдает всадника в полное распоряжение неприятельской сабли: что сделаешь в тесноте свалки длинным оружием? Фехтовать же пикой, особенно против сабли, да еще хоть сколько-нибудь ловкой, и не стоит: удар пики силен и неотразим только тогда, когда она твердо схвачена рукой и сжата под мышкой; отодвинуть пику в сторону можно только с человеком; для фехтования же ее надобно держать только в руке, а нанося удар, выдвигать вперед всю руку; в этом случае пика, держась на равновесии, легко может быть отведена в сторону. "Одна сабля на две пики" говорит наш солдат, основываясь на опыте фехтования всадника; действительно в большей части случаев сабля выходила победительницей. Фехтовать пикой неудобно еще и потому, что ею невозможно отбить удар сабли. Отбив производится обыкновенно подставлением своего оружия под удар противника, а вместе с пикой мы подставляем и ничем незащищенную руку, так что удар, назначенный голове, достанется руке.
При преследовании иное дело: неприятельская конница почти всегда мгновенно спешивается - так сильно действует панический страх быть пораженным пикою - между тем как для того, чтобы заставить спешиться кавалерию саблями, требуется много ударов. Вообще пика хороша там, где ее не надо выпускать из-под локтя, или где неприятель не сопротивляется, а спасается. В этом случае успеху способствует длина пики: пехотинец, кинувшийся на землю, артиллерист, залезший под пушку, не много имеют шансов остаться целыми. Во всех других случаях длина пики не участвует в чести удара и действует только нравственным впечатлением, конечно, на неприятеля уже тронутого, початого; настоящего кавалериста пикой не испугаешь.
Удар пикой можно произвести двояко: стоя на месте и в движении. В первом случае надо сильно вытянуть руку и ткнуть противника; понятно, что сила удара зависит от силы руки и расстояния до противника, т.е. от длины пики. Во втором случае она уперта под мышкой и крепко держится рукою, а чтобы достать до противника, надо преодолеть расстояние, надо лететь на него; тут уже сила удара зависит от быстроты движения коня. Пикинер во время атаки представляет собой машину, пожалуй стрелу, спущенную с тетивы, он несет свое копье в грудь врага; ясно, что чем сильнее этот полет, тем сильнее удар. Отсюда следует, что главное оружие кавалериста - его конь. Наша пика имеет 9 футов и 5 дюймов длины (ок. 287 см), у пруссаков 10 футов (ок. 305 см), у казаков 10 футов и 4,5 дюймов (ок. 316 см). Вес уланской пики 7,34 фунта (3.329 г), казачьей 4,56 фунта (2.068 г). (Прим.: У казачьей пики не было наконечника с свинцом и помочей, прикрепляющих копье к древку).
Источник: Терентьев М. Кавалерийские вопросы // Военный сборник, июнь, 1865 г.
О том, как пику в руках казака оценивали враги, вы можете прочитать здесь.
О том, как учили фехтовать пикой казаков и строевых кавалеристов по уставам середины XIX века, вы можете прочитать здесь.
О том, как оценивали свое оружие казаки в 1879 году и какие улучшения предлагали, вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!
Источник