Россия / Дагестан / 09 январь 2020

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Важнейшим из искусств для советского государства пролетарский вождь Ленин когда-то провозгласил кино. Меня же поднять эту тему заставила фраза одного из известных российских музыкантов, произнесённая на радио о неснятых кинокартинах 1950-х гг.: «Если бы этим кинофильмам дали ход, у нас было бы другое кино, другие цитаты и другая страна», что думается, хорошо характеризует роль кинематографического жанра в обществе. Действительно, кино в простой и интересной форме доносит до масс населения жизненные образы, а при советском строе оно вбирало в себя и элементы, которые были частью государственной идеологии. Сейчас у людей больше возможностей получения информации об окружающем мире, однако кинематограф по-прежнему является одним из источников формирования общественного мнения. Как и телевидение.

Общее количество художественных фильмов о Республике Дагестан составляет приблизительно два десятка работ. Что можно выделить в этих творениях помимо добротной актёрской работы артистов Кумыкского и других театров Республики, а также приглашенных исполнителей?

1. Примерно половина картин снята по произведениям Ахмедхана Абу-Бакара и Расула Гамзатова. По произведениям кумыкских авторов картины почти не снимались, хотя из одного только Аксая в прошлом веке вышло более полутора десятков известных литературных деятелей.

2. Практически во всех фильмах присутствуют дагестанские сюжеты и горская риторика.

3. В кино о Дагестане, которое практически полностью было снято в годы советской власти, часто прослеживаются идеи эмансипации, причём альтернативой некоторым пережиткам старины становится женское раскрепощение. Поясним тут, что при разрушении традиционных патриархальных устоев удар бывает направлен на женщину.

4. Занимающие не менее половины территории региона равнины и предгорья тюрков Северо-Восточного Кавказа с их богатой этнографией и насыщенной историей объектом советского кинематографа не становились. Благо это или нет? Попробуем ответить на данный вопрос.

С одной стороны, если кино влияет на мировоззрение человека, то такое невнимание к тюркам - плохо. С другой стороны, те же Абу-Бакар и Гамзатов были проводниками советской идеологии. Несколько лет назад литературный критик Гапиз Нурмагомедов весьма умело показал элементы феминизации и эмансипации в произведениях А. Абу-Бакара, указав на поведение героинь произведений, не соответствующее обычаям своего народа и народов Дагестана вообще. Что касается «Горянки», то тут почему-то героиней выставлена Асият, дерзко разговаривающая с отцом, приезжающая в родное село с непокрытой головой в компании своего городского друга (!). Конечно, выдавать женщину замуж без её согласия неправильно, однако это не значит, что альтернативой должно быть общение и прогулки по улицам с посторонним мужчиной, о котором не знают родные. Лично для меня настоящей героиней произведения является не непонятная Асият – художественный проводник идеи раскрепощения женщин Северного Кавказа, а Супайнат – простая и чистая девушка, ставшая жертвой интриг и корыстолюбия, так часто свойственных старшему поколению. Тут, полагаю, требуется добавить, что на самом деле критерии успешности для мужчины и женщины неодинаковы. Если первый успешной работой реализует себя и обеспечивает благосостояние семьи, то для женщины как хранительницы очага наоборот, успешность измеряется прежде всего её качеством как жены, матери, бабушки, что также влияет на благополучие ячейки общества, а потом уже профессиональными подвигами. Стоит сказать также, что как до Второй мировой войны, так и после неё советские кинематографисты очень активно поработали в части женской эмансипации по-советски – в том числе с помощью художественных фильмов о жизни Средней Азии. Так нужно ли было нам, ногайским, кумыкским и азербайджанским тюркам такое кино о самих себе?

Сейчас художественное кино о Северо-Восточном Кавказе снимается мало, а в современном русскоязычном вещании на государственных республиканских телеканалах и радиостанциях наблюдается интересная картина: за последние десять лет о славных кумыкских сёлах и об их богатейшей этнографии не было снято не одной телепередачи или документального фильма. Это не касается личностей – посвящённые выдающимся кумыкам передачи и фильмы выходят периодически. А вот всё, что касается нашего прошлого и культуры, в русскоязычном вещании замалчивается, (будто) его прячут от дагестанцев и даже от самих тюрков. Вдвойне забавно это выглядит, когда на радио и телевидении за бюджетный счёт снимаются горские обычаи, а также уделяется внимание даже маленьким горным сёлам, ничего не решавшим и не могущим решить в жизни Кавказа. Как манна небесная выглядят сейчас передачи ГТРК «Истоки» из 1990-х, загруженные кем-то в сеть, где просто и интересно рассказывается про кумыкские сёла и их фольклор. Виноваты в произошедшем, конечно, не операторы и ведущие, а неизвестные нам цензоры в составе редакций гостелерадиокомпаний РД. Для полноты картины следует заметить, последние пятьдесят-шестьдесят лет государственные СМИ активно называли кумыкские районы и города интернациональными не в пример горным районам. Деятельность этой «невидимой руки» хорошо сочетается с принципом работы дагестанских исторических фальсификаторов, которые в своих работах, основанных почти полностью на сомнительных легендах, кумыков стараются не упоминать, а когда это не получается, выдумывают каких-то тюркизированных дагестанцев, то есть достают пропахшую нафталином концепцию, изобретённую в период организованного переселения горцев на Равнину и развалившуюся, как только «железный занавес» рухнул и в науке.

Стоит ли после такой позиции советского кинематографа и современных государственных телерадиокомпаний удивляться тому, что множество дагестанцев, имея в своём сознании образ кумыка, сформированный на основе бытовых впечатлений и горских стереотипов и без квалифицированной подпитки со стороны государственных СМИ, которые должны просвещать, верит в небылицы и пытается обосновать, скажем, свои несуществующие права на захваченные кутаны и другие территории? А между тем, от правды не уйдёшь, на плоскости история, в том числе археология, не фиксирует следов обитания дагестанских горцев, да и лексикон последних не имеет собственной терминологии растительного и животного мира, свойственного Кумыкии.

В таких условиях кумыкские просветители – историки, краеведы, публицисты и другие деятели на поле просвещения выглядят батырами информационной войны. Это обнадёживает.

Акчурин Ильдар

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930