Жизнь / История / 10 январь 2020

Характеристики оружия: чем обуславливалась длина сабли в XIX веке.

Характеристики оружия: чем обуславливалась длина сабли в XIX веке.

В середине XVIII века кто-то из военачальников прусского короля Фридриха Великого доложил ему, что сабли прусских кавалеристов короче на пару дюймов чем сабли их противников, что предоставляет врагам очевидное преимущество в бою. Король, вошедший в историю военного дела как реформатор кавалерии ответил: "пусть наши кавалеристы подскакивают на пару дюймов ближе". В отличие от короля, практики и разработчики новых образцов европейских сабель, определяя их длину, пытались руководствоваться более рациональными основаниями.

Можно сказать, что длина европейской сабли в XIX веке обуславливалась разными требованиями, которые, однако могут быть сведены к более или менее общим: "чтобы всадник, держа эфес над головою, мог закрыть своим клинком от неприятельского удара весь свой корпус до ноги включительно" (Сборник законоположений по артиллерийскому довольствию и ружейно-стрелковому делу в пехотных и кавалерийских частях. 1898); "при нападении он должен, хотя и нагнувшись, достать лежащего на земле неприятеля" (Федоров В.Г. Холодное оружие, 1905); длина сабли на вытянутой руке должна быть больше длины ружья с штыком в руке пехотинца (Ле Марчант Дж. Г. Замечания к конструкции меча, предлагаемого для использования в кавалерии. 1789). Следует отметить, что эти требования послужили одной из основных причин деления сабель на кавалерийские и пехотные. Кавалерийские сабли, которые должны были отвечать указанным выше требованиям, в подавляющем большинстве случаев укладывались в диапазон от 1300 мм до 900 мм, нижняя граница пехотных сабель, которые могли не соответствовать второму требованию, доходила до 800 мм. При этом можно встретить рекомендацию о том, чтобы клинки, предназначавшиеся для боя, не были короче 736 мм (Максимов. О распознании достоинства холодного оружия. 1857), что давало общую длину сабли в районе 900 мм. Но чаще всего общая длина сабли составляла около 1100 мм. Так, например, польский фехтовальщик К. Бернолак отмечал, что "нормальная длина клинка равняется 94 - 98 см" (Бернолак К. Руководство по фехтованию и краткое описание польской сабли. 1898).

При этом, как правило, клинки для солдатских сабель делались одной длины и с допуском для подгонки клинка по росту солдата «крайне незначительным" (Федоров, 1905), хотя невозможность одинаково действовать одним клинком разными по физическим данным людям была очевидна, и вопрос о необходимости изготовления разных по длине клинков ставился специалистами разных стран. Так, например, французский полковник Марэ писал, что "сами клинки должны быть все одинаковой формы, но разных размеров, сообразно росту солдата; таким образом, для кавалерийских частей достаточно было бы иметь клинки трех различных размеров, но совершенно одинакового очертания» ( Марэ. Исследование длинноклинкового оружия. 1842). В. Федоров предлагал хотя бы увеличить допуск, чтобы можно было подогнать клинок в полку. Однако три размера клинка были установлены в русской армии только для офицеров.

"Верхний" предел длины сабли ограничивался ее весом. Как писал британец Ле Марчант, "Если меч сделать более длинным для того, чтобы можно было достать врага острием на большом расстоянии, то оружие утяжелится пропорционально длине, что сделает его неуправляемым и негодным для рубящего удара" (Марчант. 1789). Следует, обратить внимание, что, говоря о "утяжелении" клинка и, соответственно, обусловленными этим неуправляемости и негодности для рубки, Марчант имел в виду еще и центр тяжести оружия, который также смещался к боевому концу, чрезмерно нагружая руку. Однако, преимущественно колющие образцы кавалерийского длинноклинкового (кавалерийских шпаг), которые стали приниматься на вооружение в европейских кавалериях в конце XIX - начале ХХ веков и имели "колющий" баланс (смещенный за счет утяжеления рукояти к гарде), могли иметь более длинные клинки, чем рубящее или колюще-рубящее оружие. При этом предполагалось, что длина клинка при положении "к атаке" (корпус кавалериста наклонен вперед, рука с оружием полностью вытянута) обеспечить бОльшую длину, чем у противника, атакующего с пикой. Впрочем, были и менее рационально определяемые границы. Так, например, М. Драгомиров отметил, что тот, "кто думает о длинном оружии, тот рассчитывает не на то, чтобы стремительно нестись на врага, а на то, чтобы по возможности поразить его издали; подобная осторожная конница вряд ли многое сделает в бою" (Драгомиров М. Учебник тактики. 1879). И в этом смысле русский военный теоретик вполне созвучен со "Старым Фрицем" (прозвище Фридриха Великого).

О том, как выбирали "рубить или колоть" в европейских кавалериях в XIX веке, вы можете прочитать здесь.

Об экспериментальных саблях начала XIX века вы можете прочитать здесь.

Об экспериментальных кавалерийских саблях конца XIX века вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов о саблях разных стран мира. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930