Нижегородское старообрядчество: там, где были керженские скиты
Эта часть маршрута - по бывшим старообрядческим скитам Нижегородского Заволжья - была у нас наименее подготовленной, что неудивительно: информации в сети о том, что осталось от знаменитых некогда старообрядческих керженских скитов, очень мало. Собрав по крохам кое-какие сведения, решили, что с остальным легко разберемся на месте. Но это оказалось не так-то просто: далеко не все местные жители спешили отправить нас в верном направлении. Дело в том, что сами скиты, в изобилии возникшие в этих местах во время екатерининской религиозной "оттепели" во II пол. XVIII в, были разорены еще в середине XIX в тем самым П.И. Мельниковым-Печерским, который и описал их в своих романах «В лесах» и «На горах». Так что сейчас на их месте остались разве что старообрядческие кладбища с характерными столбиками-голбцами, да кое-где простенькие часовенки или надгробные сени. Ну и местные жители, как ни странно, до сих пор сохраняют недоверие и подозрительность к чужакам.
Тем не менее, первый подобный объект, который мы посетили, – т.н. Малиновский скит – наиболее известен и легкодоступен. Несмотря на недавнее разорение, во II половине XIX в здесь все еще существовал богатый скит, состоящий из комплекса разнообразных построек, содержавшийся на средства богатейших нижегородских купцов-старообрядцев Н.Бугрова и М.Блинова. Здесь же в 1908 г (т.е. после издания царского манифеста о свободе веры) на средства Бугрова был выстроен очень красивый храм Казанской иконы Божией Матери в псевдорусском стиле, который сейчас восстановлен и принадлежит Русской Древлеправославной церкви. Когда мы ходили вокруг и фотографировали великолепные майолики церкви, нам повстречались две дамы, которые с ходу стали предлагать нам внести пожертвование на содержание храма (при этом даже не предложили открыть его, как это принято у никониан, например). Это нас несколько удивило, но, слава Богу, навсегда отбило у В. охоту подкалывать меня на тему двоеперстного крещения :)
Уже под вечер заехали ненадолго в бывшее село Коврово, которое сейчас входит в состав поселка Сормовский Пролетарий, где на кладбище сохранилась деревянная церковь Петра и Павла 1785 года постройки. К сожалению, церковь в очень плохом состоянии - колокольня совсем поклонилась.
Вечером и утром следующего дня я немного погуляла по Семенову - "столице" заволжского старообрядчества. Об этом городе я писала не так давно, только сейчас удалось погулять немного побольше.






















На следующий день мы предприняли попытку найти пару старообрядческих кладбищ. Первое, по нашим сведениям, располагается неподалеку от берега реки Керженец между деревнями Взвоз и Мериново. Расстояние между ними не такое большое, но там лес – и колесили мы по его многочисленным ухабистым грунтовкам довольно долго. Погода была не самой радостной, а мы то и дело заезжали в какие-то тупики и натыкались на какие-то заброшки. Пару раз выезжали на берег реки Керженец, которая тоже не выглядела в этот день радостной и светлой. В итоге остановили машину местного жителя и спросили дорогу. Он сначала не горел желанием ничего нам показывать. Но мы заранее придумали более-менее правдоподобную версию, зачем нам туда надо (к сожалению, «просто интересно» в этом случае вряд ли сработало бы), – и путь нам был указан. Осмотрев кладбище, поспешили выбраться из этого мрачноватого леса.
Следующим пунктом программы стал бывший скит Фундриково – на его месте сейчас тоже находится кладбище, причем действующее. А чуть дальше, в малообитаемой деревне Улангернь – остатки бывшего Улангернского скита, сохранившего лишь несколько вросших в землю старых голбцов и огромную 300-летнюю сосну.






Следующая наша вылазка по старообрядческим местам случилась через несколько месяцев - совсем недавно, но рассказать о ней логично было бы здесь. На обратном пути из Вятской экспедиции мы заехали в деревню Шарпано, где когда-то располагался скит отца Никандрия. Навигатор повел нас по кратчайшей дорожке не лучшего качества. Как потом выяснилось, есть сюда и более длинный, но куда более проходимый путь – впрочем, и его найти не так просто. Сейчас в деревне можно осмотреть кладбище, где сохранилось не так много старых голбцов, зато у входа стоит простенькая деревянная часовня с гробницей отца Никандрия (I треть XVIII в) – редкий пример сохранившейся старой культовой постройки старообрядцев. Точка GPS у нас была не совсем точная, так что пришлось обратиться к местным за помощью. Сначала нам подсказали, как найти кладбище, но уже на обратном пути некоторые жители стали проявлять к нам не совсем здоровый интерес (мол, что это у нас по деревне какие-то чужаки ходят) – и мы предпочли побыстрее ретироваться к машине. В общем, кержаки оправдывали свою репутацию :)
Еще одна точка была у нас на старообрядческое кладбище деревни Шарино и Кулагино - и она тоже оказалась не совсем точной. Мы потратили полчаса времени, лазая по лесным дебрям в поисках голбцов (один из членов экспедиции даже подцепил там клеща – и это в конце июля!), но, как потом выяснилось, кладбище находится прямо у дороги, и не доехали мы до него буквально метров 300! Самое интересное здесь – это надгробная часовня-сень XVIII в, установленная прямо над внушительного вида деревянной домовиной – захоронением отца Серапиона. Но и само по себе кладбище очень интересно – здесь довольно много старых голбцов, большинство из которых, к сожалению, давно утратили гравированные иконки и металлические распятия (их еще с 60-х годов прошлого века планомерно растаскивали охотники за антиквариатом и любители мелкой пластики).













На этом тему старообрядческого наследия Нижегородского Заволжья мы пока для себя закрыли, хотя, возможно, еще вернемся к ней в будущем. А в следующий раз расскажу о Ковенинском и Городецком районах, где мы не слишком успешно пытались отыскать очередные образцы глухой поволжской домовой резьбы, зато нашли по пути много чего другого не менее интересного.
Источник