Грузия / Творчество / 11 январь 2020

Нижегородское старообрядчество: там, где были керженские скиты

Эта часть маршрута - по бывшим старообрядческим скитам Нижегородского Заволжья - была у нас наименее подготовленной, что неудивительно: информации в сети о том, что осталось от знаменитых некогда старообрядческих керженских скитов, очень мало. Собрав по крохам кое-какие сведения, решили, что с остальным легко разберемся на месте. Но это оказалось не так-то просто: далеко не все местные жители спешили отправить нас в верном направлении. Дело в том, что сами скиты, в изобилии возникшие в этих местах во время екатерининской религиозной "оттепели" во II пол. XVIII в, были разорены еще в середине XIX в тем самым П.И. Мельниковым-Печерским, который и описал их в своих романах «В лесах» и «На горах». Так что сейчас на их месте остались разве что старообрядческие кладбища с характерными столбиками-голбцами, да кое-где простенькие часовенки или надгробные сени. Ну и местные жители, как ни странно, до сих пор сохраняют недоверие и подозрительность к чужакам.

Тем не менее, первый подобный объект, который мы посетили, – т.н. Малиновский скит – наиболее известен и легкодоступен. Несмотря на недавнее разорение, во II половине XIX в здесь все еще существовал богатый скит, состоящий из комплекса разнообразных построек, содержавшийся на средства богатейших нижегородских купцов-старообрядцев Н.Бугрова и М.Блинова. Здесь же в 1908 г (т.е. после издания царского манифеста о свободе веры) на средства Бугрова был выстроен очень красивый храм Казанской иконы Божией Матери в псевдорусском стиле, который сейчас восстановлен и принадлежит Русской Древлеправославной церкви. Когда мы ходили вокруг и фотографировали великолепные майолики церкви, нам повстречались две дамы, которые с ходу стали предлагать нам внести пожертвование на содержание храма (при этом даже не предложили открыть его, как это принято у никониан, например). Это нас несколько удивило, но, слава Богу, навсегда отбило у В. охоту подкалывать меня на тему двоеперстного крещения :)

Уже под вечер заехали ненадолго в бывшее село Коврово, которое сейчас входит в состав поселка Сормовский Пролетарий, где на кладбище сохранилась деревянная церковь Петра и Павла 1785 года постройки. К сожалению, церковь в очень плохом состоянии - колокольня совсем поклонилась.
Вечером и утром следующего дня я немного погуляла по Семенову - "столице" заволжского старообрядчества. Об этом городе я писала не так давно, только сейчас удалось погулять немного побольше.

Нижегородское старообрядчество: там, где были керженские скиты





















На следующий день мы предприняли попытку найти пару старообрядческих кладбищ. Первое, по нашим сведениям, располагается неподалеку от берега реки Керженец между деревнями Взвоз и Мериново. Расстояние между ними не такое большое, но там лес – и колесили мы по его многочисленным ухабистым грунтовкам довольно долго. Погода была не самой радостной, а мы то и дело заезжали в какие-то тупики и натыкались на какие-то заброшки. Пару раз выезжали на берег реки Керженец, которая тоже не выглядела в этот день радостной и светлой. В итоге остановили машину местного жителя и спросили дорогу. Он сначала не горел желанием ничего нам показывать. Но мы заранее придумали более-менее правдоподобную версию, зачем нам туда надо (к сожалению, «просто интересно» в этом случае вряд ли сработало бы), – и путь нам был указан. Осмотрев кладбище, поспешили выбраться из этого мрачноватого леса.

Следующим пунктом программы стал бывший скит Фундриково – на его месте сейчас тоже находится кладбище, причем действующее. А чуть дальше, в малообитаемой деревне Улангернь – остатки бывшего Улангернского скита, сохранившего лишь несколько вросших в землю старых голбцов и огромную 300-летнюю сосну.






Следующая наша вылазка по старообрядческим местам случилась через несколько месяцев - совсем недавно, но рассказать о ней логично было бы здесь. На обратном пути из Вятской экспедиции мы заехали в деревню Шарпано, где когда-то располагался скит отца Никандрия. Навигатор повел нас по кратчайшей дорожке не лучшего качества. Как потом выяснилось, есть сюда и более длинный, но куда более проходимый путь – впрочем, и его найти не так просто. Сейчас в деревне можно осмотреть кладбище, где сохранилось не так много старых голбцов, зато у входа стоит простенькая деревянная часовня с гробницей отца Никандрия (I треть XVIII в) – редкий пример сохранившейся старой культовой постройки старообрядцев. Точка GPS у нас была не совсем точная, так что пришлось обратиться к местным за помощью. Сначала нам подсказали, как найти кладбище, но уже на обратном пути некоторые жители стали проявлять к нам не совсем здоровый интерес (мол, что это у нас по деревне какие-то чужаки ходят) – и мы предпочли побыстрее ретироваться к машине. В общем, кержаки оправдывали свою репутацию :)

Еще одна точка была у нас на старообрядческое кладбище деревни Шарино и Кулагино - и она тоже оказалась не совсем точной. Мы потратили полчаса времени, лазая по лесным дебрям в поисках голбцов (один из членов экспедиции даже подцепил там клеща – и это в конце июля!), но, как потом выяснилось, кладбище находится прямо у дороги, и не доехали мы до него буквально метров 300! Самое интересное здесь – это надгробная часовня-сень XVIII в, установленная прямо над внушительного вида деревянной домовиной – захоронением отца Серапиона. Но и само по себе кладбище очень интересно – здесь довольно много старых голбцов, большинство из которых, к сожалению, давно утратили гравированные иконки и металлические распятия (их еще с 60-х годов прошлого века планомерно растаскивали охотники за антиквариатом и любители мелкой пластики).













На этом тему старообрядческого наследия Нижегородского Заволжья мы пока для себя закрыли, хотя, возможно, еще вернемся к ней в будущем. А в следующий раз расскажу о Ковенинском и Городецком районах, где мы не слишком успешно пытались отыскать очередные образцы глухой поволжской домовой резьбы, зато нашли по пути много чего другого не менее интересного.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х