Ереван. Вокзал. Гюмри. Скорый поезд - лучший транспорт.
Если вы в Ереване, и у вас есть один свободный день, поезжайте в Гюмри.
Гюмри - и красивый город с целыми кварталами сохранившейся исторической застройки, и, одновременно, памятник одной из самых страшных страниц армянской истории - землетрясению 1988 года.
Ранее Гюмри назывался Ленинакан. Это название сразу скажет многое людям среднего и старшего возраста.
Мы ещё вернемся к самому Гюмри, а сейчас о том, как туда можно добраться.
В Гюмри из Еревана ходят маршрутки, автобусы и поезда. Самый быстрый и комфортный способ оказаться в Гюмри - скорый поезд.
Этот же самый поезд может вам пригодиться, если вы купили билет на самолет до Гюмри, а желаете прибыть в Ереван.
Поездка на поезде начинается с вокзала. А вокзалы в Ереване и Гюмри потрясающие. Я уже и не помню, где я последний раз так внимательно рассматривала место отправления поездов.
Площадь с фонтаном и памятником перед зданием Ереванского вокзала выглядит великолепно, но лучше посмотреть на это утром, пока не так много народу.
Позже площадь превращается в парковку, стоянку маршрутных такси и рынок одновременно. Разумеется, они не заслоняют собой фонтан, но вокруг начинается такое суетливое движение, что памятник становится каким - то незаметным. В общем, красоту вида лучше оценить, пока никого нет.
Здание вокзала прекрасно выглядит не только снаружи, но и внутри.
Хорошо, что мы пришли заранее. Не только потому, что нам мест могло не хватить, но и потому, что было время любоваться вокзалом.
Расписание 1902 года не желаете посмотреть?
Скорый поезд Ереван - Гюмри отправляется утром, а обратно возвращается вечером. Время в дороге - 2 часа.
Обычный поезд идет более 3 часов.
С расписанием скорого поезда нужно быть внимательнее. В летний сезон он ходит каждый день, а зимой, осенью и весной только в пятницу, субботу и воскресенье.
Билет стоит 2500 драм, что по курсу на осень 2019 года - примерно 330 рублей.
Я читала отзывы других путешественников о том, что поезд курсирует полупустой.
Не знаю, в нашем поезде не было свободных мест.
Но нужно сказать, что с нами ехали несколько классов на экскурсию в Гюмри. Если бы не они, может быть, места и оставались.
Скорый поезд состоит из двух вагонов.
На два вагона полагается следующее количество персонала: проводница, уборщица, охранник железной дороги и полицейский.
Повторяю, это на два вагона.
Вероятно, поэтому вагоны выглядят прекрасно. Любой пассажир, пытающийся причинить ущерб, будет сразу замечен и призван к порядку.
Весь персонал ехал с нами в Гюмри, а вечером обратно, в Ереван. Мне очень хотелось спросить, что они делали весь день, пока поезд стоял в Гюмри, но я не решилась.
На билете нет номера места, но проводница нам указала, куда нам следует сесть. Мы покорно сели, теряясь в догадках, почему нам надо находиться тут, а не вот там, пока в поезд не ввалились жизнерадостные детишки.
Оказывается, пассажиров кучковали, чтобы усадить школьников вместе.
Началась грандиозная подготовка к отправлению. Мамы младших детишек провожали, махали, кто - то пытался выбегать прощаться. Старшие бродили по вагону друг к другу в гости. Проводница требовала, чтобы все сели.
Из кассы пришла билетер и пересчитывала количество народу, громко переговариваясь о чем - то с проводницей. Закрыла кассу и пришла, чтобы посмотреть, не продала ли она лишние билеты?
Так интересно всегда наблюдать за порядками в других городах и странах.
Проводы поезда Ереван - Гюмри проходили дольше, чем состава Москва - Владивосток.
Среди пассажиров сразу выделялись каменные лица русских и прочих евроиностранцев, не умеющих выражать эмоциональные порывы так же ярко, как армяне.
Наконец, мы поехали. Проводнице удалось закрепить подростков на их местах, и она произнесла длинную эмоциональную речь на армянском языке.
Пока она говорила, мы переглядывались с другими каменнолицыми, пытаясь понять, может быть, это какая - то важная информация и для нас?
Нас отпустило, после того как в середине выступления прозвучало слово "чипсы".
Все ясно, это воспитательная беседа, сотрудница железной дороги угрожает школьникам всяческими неприятностями, если они будут пачкать вагон. Поразительно, как одно слово может помочь понять пятиминутный монолог.
Я читала, опять же, что в поезде должен быть wi-fi и туалет. WI-FI не было, а туалет был закрыт.
Да ну и ладно, два часа прошло быстро, вот мы уже и на вокзале в Гюмри.
Посмотрите, какая там люстра красивая:
Роспись на стенах:
Знаете, часто в другой стране обращают на себя внимание мелочи.
Вечером того же дня мы возвращались из Гюмри в Ереван, школьники опять ехали с нами. Одной девушке не хватило места с классом, и она сидела с нами и другими незнакомыми пассажирами.
Посадка как в электричке, три человека напротив троих. Она достала печенье и предложила всем пассажирам, которые сидели рядом.
Мы отказались, а другие взяли. Нам неудобно брать у незнакомого человека печенье. И мы не стали бы предлагать свое в такой ситуации. Это не принято. Не потому что жалко, просто личное пространство. Во всяком случае, в нашем регионе России.
Позже похожая ситуация повторилась в маршрутке Тбилиси - Ереван и я поняла, что это не случайный жест той девочки.
Казалось бы, мелочь, а вот так из разных деталей и складывается представление о характере любого народа.
И ещё о транспорте в Армении:
Маршрутка Ереван - Тбилиси. Весь регион в одном флаконе.
Метро в Ереване. Ему ещё и сорока нет.
Источник