Жизнь / История / 15 январь 2020

Народ удины в Азербайджане. Какую религию они исповедуют.

Народ удины в Азербайджане. Какую религию они исповедуют.

Удины - небольшой народ, живущий в Азербайджане (историческая родина), а также в России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах. Численность их около 10000 человек. Они потомки жителей одного из древнейших государств Закавказья - Кавказской Албании (Алвании, Алуанка, не путать с европейской Албанией на Балканах), географически занимавшей территорию Северного Азербайджана и Южного Дагестана. На своей исторической родине они ныне проживают преимущественно в большом селе Нидж, Габалинского района, Азербайджан.

Собственно удины - потомки древнего населения (племени утиев) исторической области Утик, у античных авторов известной как Отена или Сакасена, примерно со II века до н.э. бывшей одним из гаваров (округов) Великой Армении, а в 387 году после раздела Армении между Римской и Персидскими империями, вошедшей в состав вассальной персидским Сасанидам Кавказской Албании.

Отдельно хотел бы рассказать об религиозной принадлежности удин. Кавказская Албания - одно из первых в мире христианских государств, на минуточку - одно из первых христианских государств в мире (после ассирийской Осроены и Армении) и первое христианское государство на территории нынешней России, так как в состав Кавказской Албании, как я уже написал выше, входили земли современного южного Дагестана вместе с городом Дербентом.

По древнему преданию, зафиксированному у историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского),христианство на землях Кавказской Албании впервые проповедовал святой Елисей, ученик апостола св. Фаддея, и основал церковь в селе Киш (ныне Шекинский район Азербайджана).

Алванский царь Урнайр принял крещение от святого Григория Просветителя. Церковь Кавказской Албании находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью. Вместе с армянами алванцы отвергли Халкидонский собор - на Вагаршапатском (491 год) и Двинском (527 год) церковных соборах. Правда, среди алванского духовенства были поползновения (под влиянием греков и грузин) отложиться от единства с ААЦ и принять халкидонизм. Последняя такая попытка была предпринята алванским католикосом Нерсесом I Бакуром (688—704), который склонил к греко-православию царицу Спарам, некоторых иереев и аристократов. В ответ алванское духовенство, сохранившее верность миафизитству, настучало на Бакура и на царицу арабскому халифу, от которого Кавказская Алвания находилась в вассальной зависимости, дескать католикос "продался ромеям". По приказу халифа Нерсеса и Спрам заковали в цепи и отправили в ссылку. А алванские миафизиты, собрали собор, на который пригласили армянского католикоса, в очередной раз прокляли "ереси греков и иверов" и постановили, что впредь, во избежание рецидивов халкидонизма, католикос Алванской Церкви будет рукополагаться католикосом ААЦ.

Подробнее об этих перепетиях можно почитать у албанского историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского) в "Истории страны Алуанк" (Книга III, глава 3-9)

Позднее, под влиянием сначала арабов, а потом тюрок, большинство алванцев приняло ислам и ассимилировалось, приняв таким образом участие в этногенезе современных азербайджанцев. Из тех же кто сохранил верность христианству, многие арменизировались. Этому способствовало то, что со времён утраты Арменией своей независимости ААЦ стала чисто этноконфессиональным сообществом. Соответственно письменным и богослужебным языком Алванского каталикосата был армянский язык (алванская письменность, изобретённая св. Месропом Маштоцем благополучно забылась).

И только очень небольшая группа алванцев умудрилась одновременно и сохранить верность Христу и не раствориться в армянах. Это и были удины. Надо отметить, что С XI века, в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, и какая-то часть удин в средние века всё же стала халкидонитами.

Последний удар по их относительной религиозной самобытности был нанесён после уничтожения властями царской России (понижения до статуса митрополии при Александре I и упразднение в правление Николая I) Алванского Каталикосата, в юрисдикции которого находились удины. Почему относительной? Да потому, что сам этот католикосат был к тому времени давным-давно армянским по богослужебному языку (албанская письменность была благополучна забыта ещё в раннее средневековье) и национальной принадлежности паствы и даже центром своим имел монастырь Гандзасар в армянском Арцахе (Хаченское княжество). Но тем не менее...

В настоящее время из-за армяно-азербайджанской войны, по понятным причинам, все церковно-религиозные связи удин с Армянской Апостольской Церковью оказались прерванными. Но исламизации они не подверглись. Во-первых, потому, что современный Азербайджан - светское государство, а большинству азербайджанцев чужд исламский фанатизм (в отличие от фанатизма националистического), а во-вторых азербайджанские власти и обслуживающие её интересы идеологи и пропагандисты носятся с идеей "воссоздания Церкви Кавказской Албании", что позволит, как им кажется, ещё более убедительно обосновать свои притязания на Карабах, который, как я сказал выше, был центром упразднённого в XIX веке Алванского католикосата. И ничего страшного, что удины разговаривают на языке нахско-дагестанской языковой группы (близок к языку лезгин), а не на языке закавказских турок-огузов, проживающих на территории нынешнего Азербайджана и бывшей Кавказской Албании со времён динозавров и Лемурии.

В отличие от удинов, жителей Варташена (нынешнего Огуза), в большинстве своём вместе с армянами, переживших погромы и изгнание, жителям села Нидж, Габалинского района, властями Азербайджана было милостиво позволено жить в этнографическом заповеднике и даже восстановили для них сельскую церковь (попутно уничтожив там все надписи на стенах на грабаре), хотя в том же несчастном Варташене-Огузе албанские церкви лежат в руинах и (или) служат загонами для скота.

Вот, что рассказывает по теме поста азербайджанский официоз (информация 2016 года):

Корреспондент Эльвин Ягубов – АПА. Проживающие в поселке Нидж Габалинского района удины отметили Рождество.
Как сообщает местное бюро АПА, сегодня в албанской церкви «Джотари» состоялась праздничная церемония, на которой выступили руководитель албано-удинской общины, священник церкви и члены общины, которые рассказали о сути Рождества, условиях, созданных для выполнения религиозных обрядов, внимании и заботе со стороны государства. Кроме того, прозвучали поздравления с праздником.
Удины заявили, что против них нет никакой дискриминации и они считают капитальный ремонт албанской церкви «Джотари» в Нидже прекрасным примером толерантности в стране. Сообщается, что в поселке Нидж есть 3 церкви и 2 мечети. В поселке с 6 тысячным населением проживает 3700 удинов. В целом, в стране проживает 4000 удинов, 300 из них прописаны в Огузе и Баку.
Число удинов по всему миру составляет примерно 10 тысяч человек. В поселке удины на протяжении 2500 лет сохраняют свой язык, свою религию и традиции. В Ниджских школах в начальных классах преподается удинский язык, религиозные обряды в церкви отправляются на родном языке удинов.
Напомним, в советский период удинам было запрещено праздновать их национальные праздники. И только после обретения нашей страной независимости, удины как этнос ежегодно справляли свои праздники. В 2002 году после ремонта и реконструкции храм «Джотари» передали в пользование удинам.

Проблемой однако для удин-христиан представляется отсутствие духовенства. Священников Армянской Апостольской Церкви по понятным причинам к удинам на пушечный выстрел дальнобойной артиллерии не подпустят. Вроде как под свою духовную опеку удин хотела взять Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви, но что -то не срослось и не получилось.

В настоящее время богослужения в Нидже проводит проводит Роберт Мобили, , старейшина, председатель Албано-удинской Христианской Общины Азербайджанской Республики. Такое у них своеобразное беспоповство получается.

Удинская христианская община пытается налаживать контакты с древними христианскими церковными общинами на Ближнем Востоке. Например с Сиро-православной (яковитской) Церковью .

Ещё статьи по теме:

Алфавит Кавказской Албании.

Варташен.

Вачаган Благочестивый - последний царь Кавказской Албании.

Грузинские святые Пимен и Антоний, просветители лезгин.

Царь Урнайр, креститель Кавказской Албании.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х