Жизнь / История / 15 январь 2020

Язычники крещёной Армении. Часть 1-я.

Язычники крещёной Армении. Часть 1-я.

Принятие христианства Арменией в качестве государственной религии в 301 году (дата довольно приблизительная, основанная на путаной хронологии «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци) было не одномоментным событием, а довольно длительным процессом. Старые боги армянской версии зороастризма (точнее зороастрийско-языческого синтеза) и их адепты не собирались сдаваться без боя.

Из «Хроники Тарона» известно об ожесточённом сопротивлении, оказанном жрецами культа «Гисана и Деметра» [1] из области (гавара) Тарон и их последователями крестителю Великой Армении Григорию Просветителю и пришедшим вместе с ним дружинникам армянских князей. В битве между язычниками и христианами погибло 1038 человек. Выживших таронских жрецов армянские князья-христиане отправили в ссылку в глубь страны, предварительно отрезав им длинные волосы – знак принадлежности к жреческой касте. Но и в ссылке жрецы и их потомство продолжало тайно держаться язычества, а так как им запрещалось носить длинные волосы, они в целях конспирации брея голову оставляли себе на макушке пучок волос (типа оселедца).

Католикос Армянской Апостольской Церкви Вртанес I, сын св. Григория Просветителя чуть не был убит таронскими язычниками, в количестве 2000 человек напавших на него в церкви во время совершения Литургии.

Последними официально принявшими крещение (стараниями св. Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита) были жители гавара Гогтан (Гохтн) в ашхаре Васпуракан в правление царя Врамшапуха, почти через 100 лет после официальной даты крещения Армении.

Но и после этого последователей армянской версии зороастризма более чем хватало. Загнанные в подполье преследованиями царских властей и церковников они продолжали тайком исповедовать свою религию и, при первой возможности восставали против христианских правителей и Церкви во главе со своими нахарарами, пользуясь поддержкой единоверных персов и с оружием в руках присоединяясь к очередной персидской армии, вторгавшейся в Армению [2].

Так было во времена Ваче Мамиконяна (нахарары Датабен Бзнуни и Бакур Алдзникский), в правление царя Аршака II (нахарары Меружан Арцруни и Ваган Мамиконян), во времена Аварайрской битвы и позднее в ходе антиперсидского восстания Вардана Мамиконяна Младшего 571-572 годов, когда армянские зороастрийцы поддерживали персидского марзапана (генерал-губернатора) Чихор – Вишнаспа из рода Сурен, предпринявшего последнюю известную в истории попытку восстановить зороастризм в Армении (в частности, он велел построить храм огня в армянском стольном граде Двине) и убитого за это Варданом.

Вот как описывает эти события историк Ованес Драсханакерци:

После этого некоторые из наших нахараров, совращенные сатаной, отреклись от христианской веры и подчинились языческим законам. А двое старших средь них – Шавасп Арцруни и Вндой из города Двина приказали построить капище Ормизду и храм для поклонения огню. Старшим жрецом Вндой назначил своего сына Шеройя и установил законы из книги Персидской, [породившие] несчетное множество злонравных деяний и проникнутые помрачающим нечестивым учением.
Когда храбрый Вардан, внук Саака Великого, услышал, что исчезло велелепие церкви и стали пренебрегать годичными праздниками, он, собрав войско, неожиданным и смелым броском напал на нечестивого Шаваспа и, словно молнией, поразил его мечом, а марзпана Мшкана обратил в бегство. Захватив нечестивого Вндойя, он сжег его на огне храма, который тот соорудил в Двине, сына же его Шеройя повесил на деревянном истукане. На месте истукана он строит большую церковь во имя святого Григория, переводит туда патриарший престол и возводит на него великого патриарха Гюта.

Ожесточённая борьба христианства и зороастризма потеряла актуальность после падения империи Сасанидов под ударами арабо – мусульманских заваоевателей и исламской оккупации армянских земель, входивших в состав Персии.

Поначалу зороастрийско-языческим недобиткам в правление арабов жить стало даже чуть лучше и веселее. При покорении Двина арабами в 654 -655 годах завоеватели даровали охранную грамоту жившим там христианам, евреям и маджусам, то есть последователям учения магов – зороастрийцам, под которыми следует разуметь не только персов, но и местных армян – огнепоклонников. Тут сделаю важное уточнение. Как известно, мусульманам их вероучение предписывает в ходе джихада быть беспощадным к язычникам, для которых есть только два выхода – либо умереть, либо принять ислам. В отличие от них монотеистам, так называемым «людям Книги» гарантируется свобода вероисповедания и относительно сносное существование, при условии уплаты налога «джизьи» и отказа от любых попыток прозелитизма среди мусульман (хотя их добровольное обращение в ислам всячески приветствуется). К этим самым «людям Книги», верящим в Единого Бога, пусть и неправильно, согласно Корану относятся христиане, иудеи и некие сабии:

Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены“ (Коран, 2:62).
Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены“ (Коран, 5:69)
В День воскресения Аллах рассудит между верующими, исповедующими иудаизм, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками. Воистину, Аллах является Свидетелем всякой вещи (Коран, 22:17)

Кто такие эти сабии? Изначально это была секта в Йемена, последователи которой хоть и практиковали звездочётство, веровали в Единого Бога. Вероятно, их учение оказало влияние на взгляды будущего основателя ислама. Но йеменские сабии после создания халифата быстро исчезли – все обратились в ислам. И впоследствии по сабиями исламские законники стали понимать иные вероисповедания, с которыми у ислама были точки соприкосновения – секту мандеев [3] в южной Месопотамии, сироязычных обитателей Харрана, и, наконец зороастрийцев в Иране, в том числе и в иранской Армении.

Но лафа для последователей дохристианской религии армян не продлилась слишком долго. Одновременно при арабах укрепила своё положение и Армянская Апостольская Церковь, не терпевшая конкурентов среди своей армянской паствы. И если уж даже христиан – несториан (ассирийцев, именовавшихся хужиками [4]) армянские церковники старались всеми силами в Двин не пущать, то что уж говорить про нехристей, почитавших солнце и огонь. А более поздние мусульманские правители, особенно из числа обратившихся в ислам тюрок перестали воспринимать «маджусов» как коранических сабиев, а стали относиться к ним как к обычным язычникам, которым надо делать секир-башка в обязательном порядке. Что мы и увидим из более поздних исторических источников. Но об этом будет следующий пост.

Примечания.

1. Под этим именем скрывалось языческое божество земли (и подземного царства) и плодородия Спандарамет (Ս(պ)անդարամետ), аналог зороастрийского Спента – Армайти. До сих пор память о нём сохранилось в армянском языке в слове sandaramet – преисподняя.

2. Даже про армянского царя Папа, которого сильно не любили армянские церковники и обвиняли в убийстве (отравлении) католикоса Нерсеса Великого (скорее всего несправедливо), историк Фавстос Бузанд писал, что при рождении будущего царя его мать, царица Парандзем, уроженка Сюника «будучи нечестивой женщиной и не имея страха Божьего, посвятила она его бесам, и многие бесы вселились в младенца и вертели им по своему желанию» (Фавстос Бузанд «История Армении», книга IV, глава XLIV), что может свидетельствовать о том, что Пап и его мать, будучи по имени христианами, тайно практиковали языческие обряды.

3. Мандеи – гностическая секта, ведущая духовную родословную от учеников Иоанна Крестителя.

4. От названия области Хузистан, большинство населения которого в раннем средневековье составляли переселённые туда персидскими шахами ассирийцы.

Ещё статьи по теме:

Ваче Мамиконян - спаситель христианской Армении.

Еврейский царь Армении.

Зороастрийский храм в столице Грузии.

Имя Сурен у армян и ассирийцев.

Как армяне "основали Киев".

К вопросу о дохристианской письменности у армян.

Месопотамский языческий бог Набу.

Нахский пантеон. Языческие боги предков чеченцев и ингушей.

Происхождение восьмилучевой свастики.

Святой Аствацатур и "несториане" в армянском Двине

Святой Оддар Голштинский и старградские мученики.

Cжигали ли на Руси ведьм и колдунов?

Скала Семирамиды и дверь Мгера.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х