Жизнь / История / 15 январь 2020

Ваче Мамиконян - спаситель христианской Армении.

Ваче Мамиконян - спаситель христианской Армении.

Ваче Мамиконян (+ около 339 года) – имя этого полководца не так известно как имя его великого родственника Вардана Мамиконяна, хотя битвы, в которых предводительствовал Ваче были не менее судьбоносны для Армении и христианской религии.

Род Мамиконянов, к которому принадлежал герой нашего повествования, являлся одним из наиболее знатных и прославленных среди армянской аристократии. Согласно сведениям «армянского Геродота» историка Мовсеса Хоренаци, их родоначальник некий Мамгон (Мамкон) происходил из правящей царской династии народа ченов, бежал в Персию, спасаясь от гнева своего родственника, ченского царя Арбока и поселился в Великой Армении, в те времена находившейся в вассальной зависимости от Сасанидской империи. Насчёт того, что за страна Чен и народ ченов существуют различные мнения. Традиционно они отождествляются с Китаем и китайцами. Но позднейшие историки предлагали и предлагают иные локализации страны Чен, поближе к Армении - либо область Ченк в стране лазов (Западная Грузия, вблизи Трапезунда), либо скифские земли, либо район Дербента или же междуречье Амударьи и Сырдарьи (более известное под названиями Трансоксиана / Мавераннахр / Варуд).

По крайней мере с IV века основной феодальной вотчиной Мамиконянов был гавар (уезд) Тарон в области (ашхаре) Туруберан, хотя впоследствии они распространили свою власть на многие другие области Великой Армении (Сасун, Багреванд, Тайк и др.), как показано на представленной ниже карте.

В начале IV века стараниями святого Григория Просветителя в Тароне после ожесточённой борьбы с языческими жрецами и их сторонниками утвердилось христианство. С тех пор все предводителя рода Мамиконянов считали своим первоочередным долгом покровительство Армянской Апостольской Церкви и защиту христианской веры от посягательств языческих недобитков и неоднократно вторгавшихся в Армению вообще и в Тарон в частности войск персов-огнепоклонников. Небесным покровителем Мамиконянов почитался Сурб Карапет – Иоанн Креститель, монастырь в честь которого, построенный на месте храмового комплекса в честь языческого божества молнии и войны Вахагна, стал родовой усыпальницей Мамиконянов.

Также начиная с IV века Мамиконяны закрепили за собой главенствующие посты в феодальной иерархии армянского царства – должность воспитателя царских сыновей и должность верховного главнокомандующего армянскими войсками – спарапета (армянская калька с персидского спахбед).

Итак, первым представителем рода Мамиконянов, о котором сохранились довольно подробные сведения был Ваче Мамиконян. Армянский историк Фавстос Бузанд называет имя его отца – Артавазд. Ваче занимал пост спарапета в 330 – 339 годах (датировка довольно приблизительная). Он выдвинулся в правление армянского царя Хосрова III Котака (Коротышки). Сам Хосров был крайне посредственной личностью, полной противоположностью своего великого отца, крестителя Армении Тиридата III Великого, совершенно не способный противостоять вызовам времени. А кабы не твёрдая рука его спарапета Ваче Великая Армения и Армянская Церковь канули бы в Лету и стали бы достоянием истории.

Дело вот в чём. Для Персидской империи и её правящей династии Сасанидов явилось ужасным ударом принятие прежде зороастрийской Арменией и её династией армянских Аршакидов (Аршакуни) христианства в качестве государственной религии. Помимо того, что с точки зрения персов это было предательством родной веры со стороны родственной иранцам аристократии, так ещё и огромным геополитическим успехом враждебной Римской империи, где христианство также стало государственной религией со времени провозглашения Миланского эдикта в 313 год, и римляне принялись налаживать тесные политические связи со своими армянскими единоверцами . Значительная часть Персидской империи оказалась в зоне римского влияния, а христиане, не без некоторых оснований считались вражескими агентами влияния.

Именно эти обстоятельства сподвигли персидского шаха Шапура II на отчаянную попытку вернуть статус кво. Помимо того, что шах попытался уничтожить христиан в собственно Персии (так называемое Великое гонение, продолжавшееся с незначительными перерывами с 340 до 379 года, жертвами которого стали в основном христиане-ассирийцы), он прежде попытался уничтожить христианскую Армению.

Сначала руками варварских племён Северного Кавказа. К северу от Большого Кавказского хребта, а также частично в Закавказье в северной части Кавказской Албании (на территории современного Азербайджана), на левобережье Куры существовал племенной союз маскутов. По-видимому, первоначально маскуты были ираноязычным народом с династией родственной Аршакидам и Сасанидам. Впоследствии в племенном союзе, объединявшем в том числе и автохонные кавказские племена, стали доминировать тюркские племена гуннов-савиров

Маскуты пользовались известностью как свирепые и неукротимые воины, жившие за счёт набегов на своих более цивилизованных и менее воинственных соседей. Именно их и подговорил напасть на Армению персидский шах Шапур через своих агентов. Маскуты под предводительством их царя Санесана (если верить армянским летописцам он тоже принадлежал к династии Аршакуни) разорили всю страну и осадили столицу Вагаршапат. Царь-коротышка трусливо бежал и укрылся в крепости Дарюнк в области Ковг. Маскуты в течение целого года оккупировали Армению. Положение спас спарапет Ваче Мамиконян, которому удалось снять осаду с Вагаршапата, а затем в жестокой битве недалеко от горы Арарат одержать над кочевниками окончательную победу и изгнать врагов из страны. Голову царя маскутов в качестве трофея поднесли царю на блюдечке.

Помимо внешней опасности губительными для страны становились мятежи феодалов, которые чуть что, чувствуя слабость центральной власти ударялись в «казачью» вольницу И опять оказалась неоценимой помощь Ваче Мамиконяна. Он во главе царских уничтожил два нахарарских рода - Манавазянов и Ордуни, которые несмотря на царский запрет и увещевания католикоса Вртанеса I разоряли страну своими междоусобицами. Имущество опальных феодалов было передано Церкви. После этого нахапет (предводитель нахарарского рода) Датабен Бзнуни поднял бунт против Хосрова III и попытался настроить против него других нахараров, но был разбит Ваче Мамиконяном, захвачен в плен и побит камнями в присутствии царя. За предательство род Бзнуни был жестоко наказан: всех членов рода убили, а их владения передали казне. Чтобы подобные случаи не повторялись, Хосров издал закон, по которому все нахарары должны постоянно находиться при дворе царя.

Кроме ратных дел Ваче Мамиконяну пришлось также исполнять обязанности, как бы теперь сказали, министра экологии и природопользования. Именно он руководил воплощением в жизнь экологического проекта царя Хосрова по созданию Хосровского заповедника – леса для царской охоты, который существует и в наши дни.

За веру, царя и отечества Ваче Мамиконяну пришлось и сложить голову. В Армению теперь уже вторглось персидское войско самого царя Шапура, у которого прежде не получилось расправиться с армянами силами северных варваров. Вторжению персов предшествовали два мощных восстания крупных феодалов Датабена Бзнуни и Бакура Алдзникского. Оба мятежника были, по всей видимости отступниками от христианской веры и оба использовали помощь персидских войск. Оба потерпели поражение вместе со вспомогательными персидскими войсками. Теперь армянам пришлось иметь дело с главными силами персов.

В ожесточённым сражении между персами и армянами под предводительством Ваче Мамиконяна обе стороны понесли значительные потери, и персы были вынуждены отступить, Армению. Попытка Шапура уничтожить Армению и христианскую веру полностью провалилась

Но потери армян, как было сказано выше, также были очень значительными. И главной потерей для армянского войска и народа стала смерть на поле боя прославленного спарапета Ваче.

Католикос Армянской Апостольской Церкви Вртанес I, по свидетельству Фавстоса Бузанада сказал следующую проникновенную речь:

Утешьтесь во Христе, ибо те, кто умерли ради нашей страны, церквей и богоданной веры, умерли, чтобы страна наша не была заполонена и разрушена, чтобы святые церкви не были осквернены или мученики поруганы, или святая утварь не попала в руки нечестивых и неверующих людей, святая вера не была изменена, крещеный народ не пошел в плен и не подвергся всяким мерзостям культа неверных. И если б враги овладели нашей страной, то тут бы установили свои нечестивые, безверные, безбожные религиозные порядки, чего, надеемся, никогда не будет. Наши же благочестивые мученики воевали ради этого дела и, отвратив зло от нашей страны, умерли, дабы неверие не проникло в такую благочестивую и боголюбивую страну и не заставило ее служить воле злого и не разъединило и не разложило многие души, связанные между собой ревностной любовью. И они при жизни честно поработали для этого дела и, умирая, твердо сохранили верность и принесли себя в жертву ради правды Божьей, церквей и мучеников, святой веры, обрядов религии, священнической братин и бесчисленных новокрещенных во имя Христа и ради прирожденного государя страны. И те, кто ради всего этого не пощадили своей жизни, должны почитаться нами наравне с мучениками. Следовательно, не будем оплакивать их, а достойно почтим их наравне с мучениками, и установим порядок во всей нашей стране на вечные времена, чтобы все ненарушимо поминали их за их доблесть, как христовых мучеников. А мы устроим праздник и возрадуемся, ибо Бог ради них будет благоволить к нам и после этого дарует нам мир.

Католикос Вртанес канонизировал спарапета Ваче и павших с ним на поле брани воинов:

И великий первосвященник Вртанес установил закон в (нашей) стране, чтобы из года в год совершалось поминовение их, и кто, подобно им, положит жизнь свою ради спасения страны, он установил правило поминать их перед алтарем Божьим во время литургии, когда поминают святых, сейчас же вслед за ними, а к оставшимся в живых после боя иметь сострадание и попечение. Ибо, говорил он, они пали в сражении на войне подобно Иуде и Мадатии Маккавеям и подобно их собратьям.

Малолетний сын и наследник Ваче Мамиконяна, названный в честь дедушки Артаваздом, получил по наследству от отца титул спарапета, но вплоть до своего совершеннолетия был отдан на воспитание ближайшим родственникам, которые одновременно за него же исполняли фукции верховного главнокомандующего:

Предводительство же войсками поручили Аршавиру Камсаракану, князю гаваров Ширак и Аршаруник, и Сюникскому князю Андовку, потому что оба они были зятьями рода Мамиконянов. И великий патриарх Вртанес и царь приказали Аршавиру и Андовку воспитать юного Артавазда, дабы он мог занять место своих предков и своего отца, совершать подвиги во имя Господа Христа и ради своих земных, прирожденных государей, храбрых Аршакуни, защищать жилища и имущество (народа), опекать сирот и вдов и совершать доблестные подвиги подобно своим (предкам) и быть преемником их в качестве спарапета и славного полководца до конца своей жизни.

Ещё статьи по теме:

Аланская принцесса и первая царица-христианка Армении.

Армянский царь-эколог, основание Двина и ассирийцы в Армении.

Гонения на христиан в зороастрийской Персии.

Геташен - армянская Брестская крепость.

Как армяне "основали Киев".

К вопросу о дохристианской письменности у армян.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х