Ваче Мамиконян - спаситель христианской Армении.

Ваче Мамиконян (+ около 339 года) – имя этого полководца не так известно как имя его великого родственника Вардана Мамиконяна, хотя битвы, в которых предводительствовал Ваче были не менее судьбоносны для Армении и христианской религии.
Род Мамиконянов, к которому принадлежал герой нашего повествования, являлся одним из наиболее знатных и прославленных среди армянской аристократии. Согласно сведениям «армянского Геродота» историка Мовсеса Хоренаци, их родоначальник некий Мамгон (Мамкон) происходил из правящей царской династии народа ченов, бежал в Персию, спасаясь от гнева своего родственника, ченского царя Арбока и поселился в Великой Армении, в те времена находившейся в вассальной зависимости от Сасанидской империи. Насчёт того, что за страна Чен и народ ченов существуют различные мнения. Традиционно они отождествляются с Китаем и китайцами. Но позднейшие историки предлагали и предлагают иные локализации страны Чен, поближе к Армении - либо область Ченк в стране лазов (Западная Грузия, вблизи Трапезунда), либо скифские земли, либо район Дербента или же междуречье Амударьи и Сырдарьи (более известное под названиями Трансоксиана / Мавераннахр / Варуд).
По крайней мере с IV века основной феодальной вотчиной Мамиконянов был гавар (уезд) Тарон в области (ашхаре) Туруберан, хотя впоследствии они распространили свою власть на многие другие области Великой Армении (Сасун, Багреванд, Тайк и др.), как показано на представленной ниже карте.

В начале IV века стараниями святого Григория Просветителя в Тароне после ожесточённой борьбы с языческими жрецами и их сторонниками утвердилось христианство. С тех пор все предводителя рода Мамиконянов считали своим первоочередным долгом покровительство Армянской Апостольской Церкви и защиту христианской веры от посягательств языческих недобитков и неоднократно вторгавшихся в Армению вообще и в Тарон в частности войск персов-огнепоклонников. Небесным покровителем Мамиконянов почитался Сурб Карапет – Иоанн Креститель, монастырь в честь которого, построенный на месте храмового комплекса в честь языческого божества молнии и войны Вахагна, стал родовой усыпальницей Мамиконянов.
Также начиная с IV века Мамиконяны закрепили за собой главенствующие посты в феодальной иерархии армянского царства – должность воспитателя царских сыновей и должность верховного главнокомандующего армянскими войсками – спарапета (армянская калька с персидского спахбед).
Итак, первым представителем рода Мамиконянов, о котором сохранились довольно подробные сведения был Ваче Мамиконян. Армянский историк Фавстос Бузанд называет имя его отца – Артавазд. Ваче занимал пост спарапета в 330 – 339 годах (датировка довольно приблизительная). Он выдвинулся в правление армянского царя Хосрова III Котака (Коротышки). Сам Хосров был крайне посредственной личностью, полной противоположностью своего великого отца, крестителя Армении Тиридата III Великого, совершенно не способный противостоять вызовам времени. А кабы не твёрдая рука его спарапета Ваче Великая Армения и Армянская Церковь канули бы в Лету и стали бы достоянием истории.
Дело вот в чём. Для Персидской империи и её правящей династии Сасанидов явилось ужасным ударом принятие прежде зороастрийской Арменией и её династией армянских Аршакидов (Аршакуни) христианства в качестве государственной религии. Помимо того, что с точки зрения персов это было предательством родной веры со стороны родственной иранцам аристократии, так ещё и огромным геополитическим успехом враждебной Римской империи, где христианство также стало государственной религией со времени провозглашения Миланского эдикта в 313 год, и римляне принялись налаживать тесные политические связи со своими армянскими единоверцами . Значительная часть Персидской империи оказалась в зоне римского влияния, а христиане, не без некоторых оснований считались вражескими агентами влияния.
Именно эти обстоятельства сподвигли персидского шаха Шапура II на отчаянную попытку вернуть статус кво. Помимо того, что шах попытался уничтожить христиан в собственно Персии (так называемое Великое гонение, продолжавшееся с незначительными перерывами с 340 до 379 года, жертвами которого стали в основном христиане-ассирийцы), он прежде попытался уничтожить христианскую Армению.
Сначала руками варварских племён Северного Кавказа. К северу от Большого Кавказского хребта, а также частично в Закавказье в северной части Кавказской Албании (на территории современного Азербайджана), на левобережье Куры существовал племенной союз маскутов. По-видимому, первоначально маскуты были ираноязычным народом с династией родственной Аршакидам и Сасанидам. Впоследствии в племенном союзе, объединявшем в том числе и автохонные кавказские племена, стали доминировать тюркские племена гуннов-савиров

Маскуты пользовались известностью как свирепые и неукротимые воины, жившие за счёт набегов на своих более цивилизованных и менее воинственных соседей. Именно их и подговорил напасть на Армению персидский шах Шапур через своих агентов. Маскуты под предводительством их царя Санесана (если верить армянским летописцам он тоже принадлежал к династии Аршакуни) разорили всю страну и осадили столицу Вагаршапат. Царь-коротышка трусливо бежал и укрылся в крепости Дарюнк в области Ковг. Маскуты в течение целого года оккупировали Армению. Положение спас спарапет Ваче Мамиконян, которому удалось снять осаду с Вагаршапата, а затем в жестокой битве недалеко от горы Арарат одержать над кочевниками окончательную победу и изгнать врагов из страны. Голову царя маскутов в качестве трофея поднесли царю на блюдечке.
Помимо внешней опасности губительными для страны становились мятежи феодалов, которые чуть что, чувствуя слабость центральной власти ударялись в «казачью» вольницу И опять оказалась неоценимой помощь Ваче Мамиконяна. Он во главе царских уничтожил два нахарарских рода - Манавазянов и Ордуни, которые несмотря на царский запрет и увещевания католикоса Вртанеса I разоряли страну своими междоусобицами. Имущество опальных феодалов было передано Церкви. После этого нахапет (предводитель нахарарского рода) Датабен Бзнуни поднял бунт против Хосрова III и попытался настроить против него других нахараров, но был разбит Ваче Мамиконяном, захвачен в плен и побит камнями в присутствии царя. За предательство род Бзнуни был жестоко наказан: всех членов рода убили, а их владения передали казне. Чтобы подобные случаи не повторялись, Хосров издал закон, по которому все нахарары должны постоянно находиться при дворе царя.
Кроме ратных дел Ваче Мамиконяну пришлось также исполнять обязанности, как бы теперь сказали, министра экологии и природопользования. Именно он руководил воплощением в жизнь экологического проекта царя Хосрова по созданию Хосровского заповедника – леса для царской охоты, который существует и в наши дни.
За веру, царя и отечества Ваче Мамиконяну пришлось и сложить голову. В Армению теперь уже вторглось персидское войско самого царя Шапура, у которого прежде не получилось расправиться с армянами силами северных варваров. Вторжению персов предшествовали два мощных восстания крупных феодалов Датабена Бзнуни и Бакура Алдзникского. Оба мятежника были, по всей видимости отступниками от христианской веры и оба использовали помощь персидских войск. Оба потерпели поражение вместе со вспомогательными персидскими войсками. Теперь армянам пришлось иметь дело с главными силами персов.
В ожесточённым сражении между персами и армянами под предводительством Ваче Мамиконяна обе стороны понесли значительные потери, и персы были вынуждены отступить, Армению. Попытка Шапура уничтожить Армению и христианскую веру полностью провалилась
Но потери армян, как было сказано выше, также были очень значительными. И главной потерей для армянского войска и народа стала смерть на поле боя прославленного спарапета Ваче.
Католикос Армянской Апостольской Церкви Вртанес I, по свидетельству Фавстоса Бузанада сказал следующую проникновенную речь:
Католикос Вртанес канонизировал спарапета Ваче и павших с ним на поле брани воинов:
Малолетний сын и наследник Ваче Мамиконяна, названный в честь дедушки Артаваздом, получил по наследству от отца титул спарапета, но вплоть до своего совершеннолетия был отдан на воспитание ближайшим родственникам, которые одновременно за него же исполняли фукции верховного главнокомандующего:
Ещё статьи по теме: