Жизнь / История / 15 январь 2020

Даниил Асори. Ассирийский святой Армянской Церкви.

Даниил Асори. Ассирийский святой Армянской Церкви.

Даниил (Даниэль) Асори (Ассириец), также известен как Даниил Таронский и Даниил Чудотворец – святой, почитающийся в Армянской Апостольской Церкви. По происхождению ассириец (сириец), отсюда его прозвище Асори.

Св. Даниил был учеником сподвижником святого Григория Просветителя, крестителя Великой Армении. Его Житие написано летописцем IV века Фавстосом Бузандом (Византийцем) и вместе с житиями других святых включено в его «Историю Армении» (Патмутюнк Хайоц, другое название Бузандаран патмутюнк).

Согласно сведениям Бузанда, ко временам царствования армянского царя Тирана Аршакуни (правил около 339 – 350), сына Хосрова III Коротышки (того самого, что основал город Двин и повелел насадить Хосровский заповедник) св. Даниил имел церковный сан хорепископа (в сан его посвятил учитель святой Григорий) и управлял церковной епархией в исторической области Тарон [2].

Его резиденцией была маленькая келья-землянка, выкопанная им собственноручно. Келейка располагалась недалеко от монастыря в Аштишате в честь святого Иоанна Крестителя, построенного на месте разрушенного по приказу Григория Просветителя храма языческого божества Вахагна [3]. Аштишатский монастырь (подробнее о нём в примечании 3) изначально принадлежал ассирийцам, служба в нём велась на сирийском, а первым настоятелем был другой сподвижник св. Григория Зеноб Глак. Позже в результате борьбы внутри Армянской Церкви между условно говоря «национальной» и «сирийской» (бывшей одновременно проперсидской) партиями, ассирийцы были изгнаны из Армении вообще и из аштишатского монастыря Сурб Карапет в частности.

Даниил пользовался известностью своим даром проповедника (он проповедовал не только в собственно Армении, где христианство только-только начинало укрепляться), но и в самой Персии, где под его влиянием многие люди приняли крещение и избавились от языческих и еретических заблуждений.

О святой жизни старца ходили легенды. Народная молва и церковное предание приписывает ему множество чудес. Рассказывали, что он, как Иисус, ходил по воде как по суше, своей молитвой исцелял больных, инвалидов и даже воскрешал покойников. А если ему случалось путешествовать по засыпанным снегом горам, то снег чудесным образом таял у него под ногами.

Так велика была популярность св. Даниила, что армянские аристократы предложили царю Тирану сделать старца архиепископом – предстоятелем Армянской Церкви. Царь согласился и отправил за Даниилом, как пишет Фавстос Бузанд, князя Зомна из рода Сааруни, Артавана, князя Ванандского, князя Карена из рода Аматуни и князя Вараза из рода Димаксян. Эти нахарары приехали и нашли старца в гаваре Екехиац [4], в церкви селения Тил, где св. Даниил служил Литургию. По окончании Литургии святого старца взяли по белы рученьки и привезли в деревню Бараэдж, в провинции Ахцник [5], к царю Тирану.

И тут случилось такое…

Но прежде очередное лирическое отступление. Как я ранее писал, со времён Хосрова III Коротышки в династии Аршакуни произошёл какой-то генетический сбой и началось откровенное вырождение. Почти все наследники Тиридата III Великого являлись откровенными бездарями, распутниками и просто ничтожествами. За редкими исключениями в лице Врамшапуха и Папа (у последнего были, правда, свои заскоки и фатальные косяки, но об этом в своё время). Но царь Тиран даже на фоне своих предшественником и преемников выделялся в худшую сторону. Ко всему перечисленному, он был ещё и патологическим садистом и выродком. Кроме того, критику в свой адрес воспринимал крайне болезненно, что для критиков заканчивалось крайне плачевно. В том числе и для героя нашего повествования.

Итак, святой Даниил, человек, прямой, рубил матку правду с плеча. И как только его привели к царю, честно, по-стариковски, с пафосностью и горячностью ветхозаветных пророков, высказал всё, что думает о царе и о правящей, с позволения сказать, элите государства. Извините уж за много букв, приведу его пассаж полностью:

Почему вы забыли Бога, создавшего вас; милосердие, оказанное Им вам, знамения и чудеса, совершенные при ваших отцах и в ваши дни, и почему вы вернулись к заблуждениям идолопоклонства ваших предков: к ненависти, к жадности, к стяжательству, к немилосердию в отношении бедных, к блуду, вероломству, к взаимным притеснениям и к убийствам. Вы ниспроверглись и пали, сбились с праведного пути; вы оставили Своего милостивого Бога, Который создал вас из ничего и укрепил, и в заблуждении своем вы не стали больше Его признавать. В то время, когда вы вели себя к гибели, Он пришел, дабы спасти вас; хотя Сам Он был Единородным Сыном Бога, но пришел, дабы привести к Отцу Своему творения Его. Хотя Его не послушались и даже замучили до смерти, но Он стерпел, и могущества Своего ни от кого не скрыл, дабы стать источником Жизни для всех. Он избрал тех, кого нашел достойным и подготовленным к восприятию Его Воскресения, обучил их и послал проповедовать, дабы позвать вас к свету спасения. Но вы и тут, взамен Его благодеяний, ответили Ему неблагодарностью. Вы прежде всего убили вашего проповедника, который был послан к вам, того, который, придя к вам, звал вас в царствие Господа нашего Иисуса Христа, к благодати спасения. Вы, в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы - евреев, ибо они по своему безумию убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям уподобившихся им за такое же дело. После этих событий пришли многие святые мученики за Бога, сподвижники тех же апостолов. Они подверглись жестоким мучениям, вплоть до смерти, лишь бы показать вам истину, дабы чрез них вы могли образумиться и познать Сына Божьего. Но вы и в отношении их полностью проявили свою злую волю, совершили привычное вам убийство. И все же чрез кровь Его, как я сказал, и чрез разные знамения Он вразумлял вас и не подверг вас смерти в Своем великом милосердии. Он приблизил вас к Себе, приобщил к числу принявших Его учение, как домочадцев Своих, и обратил в истинную веру ради возлюбленного Сына Своего.
После этого Он простил вам все ваши прегрешения и Своих возлюбленных дал вам в учителя. Но вы из всего этого ничего не вынесли, ничего не удержали в памяти своей, ничему не научились, не восприняли сердцем, а подобно еврейскому народу отступились, подобно ему стали и вы поступать. Ибо вы должны были помнить благодеяния Господа вашего Христа, Который не припомнил вам грехов ваших отцов и ваших нечестивых деяний. Вам также не следовало забывать трудов ваших святых отцов - ваших наставников и учителей, которые всегда радели о спасении ваших душ. Вы должны были сострадать тем, кто, поучая вас слову Божьему, духовно претерпел родовые муки и переродил вас, и когда вы опять вернулись к своим злым делам, они своими молениями вновь возродили вас и добились того, что запечатлели в вас Христа, дабы вы могли удостоиться войти в Царствие Небесное. Надлежало и вам пещись об их сынах и учениках, которые по божественному рождению были преемниками их в проповеди слова Божьего среди вас, были вашими руководителями и блюстителями в Господе, не говоря уже о том, что и телом они родились от них и духовными деяниями своими не уступали своим отцам.
Но вы оставили Бога, вернулись опять к прежним вашим злодействам и переполнили меру грехов отцов ваших. Как они замучили до смерти святых отцов, не желая внимать их полезным наставлениям, так и вы убили их сыновей и преемников, их сподвижников и им подобных, за то, что они не потворствовали вашим греховным делам, как убили святого Юсика [6], архиепископа, преемника и местоблюстителя престола апостола Фаддея и преподобного Григория. Вы следуете нравам и примеру евреев, их склонности к убийствам и гонениям, подобно тому, как они по невежеству своему перебили своих апостолов и пророков, так точно поступили и вы. Так вот за эту вашу ложь и мерзость, Господь отнимет у вас царство, отнимет у вас и священство. Вы разбредетесь и рассеетесь, и распадется ваша страна, как у израильтян. Вы останетесь без хозяина и без призора, никто вас не будет жалеть. Вы будете как овцы, у которых нет пастыря. Подобно стаду, вы будете преданы в руки зверей, лишитесь вы вашей славы, попадете в плен, в руки иноземных врагов, попадете под иго их рабства и от этого рабского ига никогда вы не избавитесь, и всегда на вашей шее будет лежать это жестокое иго рабства, ибо зачахнете вы и истощитесь в чаяниях своих. Как Израиль был разодран на куски и больше не был объединен, так же и вы рассеетесь и погибнете, и другие будут пользоваться плодами ваших трудов, другие будут потреблять ваше добро, и не будет никого, кто бы спас вас, и не смилостивится Бог над вами, не посмотрит на вас и не спасет больше вас.
Но зачем вы позвали меня, дабы я пришел к вам, то разве для того, дабы услышать все это от меня? Если б я и не сказал вам всего этого, все равно все это должно было случиться с вами, ибо вы убили праведного и великого Юсика, добродетельного вашего руководителя, происходившего из дома и рода Григория. Да, все это с вами должно случиться, ибо Господь так мне указал. А то, что вы теперь призвали меня к себе и сказали: «иди и будь над нами главою и руководителем», так как же я могу быть руководителем тех людей, которые не следуют за Господом, или как я могу быть главой народа, от которого Господь отвернулся? Как я могу воздеть руки кверху и молиться за людей, руки которых обагрены кровью святых людей Божьих? Или как я могу возносить молитвы и мольбы за людей, которые обратились к Господу спиною, а не лицом? Или как я могу заступиться за тех, кто упорствует? Как могу я выступить пред Богом со словом примирения за тех, кто бежал от Него и не хочет возвращаться, за тех, которых сам Бог обрек на бедствия, за то, что вы сказали, что «Бог не видит

Проповедь святого попала царю, как говорится, не в бровь, а в глаз. Удивительно, как он вообще дослушал всё это до конца (или же то уже летописец домыслил). Тиран пришёл в бешенство, стал кричать, топать ногами, брызгать слюнами и тут же приказал убить старика. Как его нахарары не отговаривали. Воины царя накинули св. Даниилу на шею верёвку и задушили.

Тело Даниила верующие хотели положить в раку подобно телам святых мучеников, но, по преданию старец явился в видении своему ученику, греку Епифанию, и повелел просто и без почестей похоронить рядом со своей келейкой в Аштишате у небольщой рощицы, именуемой Хацеац-драхт.

Что и было исполнено Епифанием и другим учеником Даниила, ассирийцем Шаллитой.

Примечания.

1. Хорепископ - в восточных церквах хорепископами назывались епископы сел и гаваров (уездов) До середины IV века хорепископов было довольно много, и они обладали полным статусом епископа. В дальнейшем их права постепенно урезываются и в конце концов они полностью подчиняются городским епископам. Институт хорепископов к VI веку уже был упразднен. В Ассирийской Церкви Востока – хорепископ - церковный чин выше священника и ниже епископа. Хорепископы Церкви Востока имели право жениться.

2. Тарон – область (уезд) в провинции (ашхаре) Туруберан, что в Великой Армении. Тарон - третий гавар Туруберана, занимал плодородную долину реки Мел (ныне Карасу, Турция). До IX в. был вотчиной дома Мамиконянов, после чего становится наследственным владением таронской ветви дома Багратуни.

3. Монастырь более известен под названием Сурб Карапет – святого Карапета. Карапет изначально один из эпитетов языческого бога Вахагна (предположительно означает «предводитель караванов» - функцией Вахагна, помимо прочего была защита купцов их караванов и просто путешественников). После христианизации Карапетом стали именовать Иоанна Крестителя. Монастырь Сурб Карапет, располагавшийся на южном склоне горы Карке, справа от притока Евфрата Арацани (ныне село Дерик, Турция) на протяжении веков был крупнейшим духовным центром Армении и армянского народа. В монастыре помимо церкви св. Иоанна Крестителя имелись и другие: к югу от нее – св. Георгия Победоносца, на востоке – св. первомученика Стефана и северу от последней – Пресвятой Богородицы. В монастыре имелась рака с мощами св. Иоанна Крестителя с возведенной над ней огромным надмогильным сооружением (10 м. в длину, 6 м. в ширину и 15 м. в высоту), а также рака с мощами священномученика Афиногена. Монастырь этот был родовитым монастырём княжеского рода Мамиконян и на протяжении многих веков принадлежал к числу наиболее почитаемых не только в пределах Тарона, но и всей Армении. Прекратил своё существование в 1915 году во времена геноцида армян младотурками. Сейчас от былого великолепия остались одни руины.

4. Екехиац – одна из областей Высокой Армении, занимала равнину, орошаемую мелкими ручьями, текущими с горы Сипикор к Евфрату. Эта область звалась также Анахитакан по имени храма богини Анахит в Еризай, или Ерез (ныне г. Ерзинджан, Турция).

5. Провинция Ахцник – занимала юго-западную часть Великой Армении, граничила с Сирией и Месоотамией.

6. Иусик – католикос Армянской Апостольской Церкви в 341–347 годах, внук Григория Просветителя, убитый по приказу царя Тирана за обличения в следовании языческим обрядам и разврате.

Ещё статьи по теме:

Аматуни - потомки ассирийцев, принявших иудаизм?

Арцруни - потомки ассирийского царя Сеннахериба.

Девы Рипсимянки пришли в Армению из Ассирии.

Мшо Сурб Карапет и сирийцы.

Ранняя история христианства в Армении до 301 года. Первоисточники.

Роль сирийцев в христианизации Армении.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х