Святые армянские князья ассирийского происхождения.

Братья Саак (Исаак) и Амазасп были из княжеского (а впоследствии и царского) рода Арцруни.
По утверждению "Армянского Геродота" историка Мовсеса Хоренаци род Арцруни ( и Гнуни) происходил от сыновей ассирийского царя Сеннахериба, убивших своего отца и бежавших в " страну Араратскую", то есть в Урарту:
Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев. Ардамозан же поселился к юго-востоку от той стороны; летописец рассказывает, что от него произошли роды Арцруни и Гнуни. Такова причина упоминания нами Сенекерима.
[Мовсес Хоренаци. История Армении, книга 1, глава 23].
Мовсес Хоренаци передаёт имена сыновей ассирийского царя как "Адрамелек / Ардамозан" и "Санасар". В Библии сыновья Сеннахериба выступают под именами Адрамелех и Шарецер
(4-я Книга Царств 19:35-37).
Арцруни, по утверждению Мовсеса Хоренаци, происходили от Адрамелеха.
По крайней мере с 4 века и до 11 Арцруни правили армянским княжеством Васпуракан возле озера Ван.
Амазасп Арцруни, был владетелем Васпуракана во времена, когда арабский халифат ужесточил гонения на христиан. (С 640 года Армения находилась под властью арабского халифата).
В 785 году в Армении был назначен новый арабский наместник. Получив сведения о том, что братья Арцруни готовят восстание, наместник Хазм вызвал их в свою резиденцию в Партаве ( современная Барда в Азербайджане). Амазасп вместе с братьями – Сааком и Меружаном – прибыли к нему. Правитель арестовал их, обвинив в попытке к восстанию, и под угрозами пыток потребовал отказаться от христианского вероучения.
Меружан Арцруни не выдержал пыток и принял ислам, после чего был с почетом отпущен арабами и назначен управителем провинции Васпуракан. Двое других братьев отказались принять ислам. Их жестоко пытали. Саак и Амазасп стойко перенесли мучения – во имя любви к Христу.
Палачи обезглавили братьев, их тела выставили на шестах, а затем сожгли, развеяв пепел по ветру, чтобы народ не мог почитать мощи этих мучеников. Это произошло в 786 году.
Судьба отрекшегося от веры Меружана была печальной – узнав о его измене Христу, местоблюститель князя Амазаспа, князь Давид Мамиконян, обезглавил его как предателя, чтобы смыть пятно позора с рода Арцруни.
Князья Амазасп и Саак Арцруни были причислены к лику святых Католикосом Есаией Египатрушеци сразу после смерти. Их образ был увековечен на южной стене церкви Сурб Хач (Святого креста) острова Ахтамар трехметровым барельефом в 915 году.

События, связанные с мученичеством князей Амазаспа и Саака и предательством их брата Меруджана, отражены в историческом романе "Самвел" армянского писателя Раффи, правда, перенесены в IV век.
День памяти Свв. князей Саака и Амазаспа Арцруни: четверг после праздника Варагского Креста (обретение частицы Креста, на котором был распят Христос, после видения отшельнику на горе Вараг, обычно в начале октября).
Ещё статьи по теме: