Жизнь / История / 15 январь 2020

Еврейский царь Армении.

Еврейский царь Армении.

Персидский шахиншах (царь царей) Йездигерд I женился на еврейке Шушандохт, дочери эксиларха ("князя –изгнания", по еврейски Рейш-галута, буквально «глава изгнанных»). Эксиларх / Рейш-галута был главой еврейской общины в империи Сасанидов, своего рода аналогом миллет-баши в Османской империи. Пост эксиларха просуществовал до XII в, пережив и Сасанидов и арабский халифат. По еврейской традиции человек, занимающий пост, должен был быть прямым потомком царя Давида. Община почитала эксиларха и как своего руководителя, и как высшего представителя народа перед персидскими, а затем и арабскими царями и халифами.

В источниках называются различные имена отца еврейской царицы – Мар Ханана, Мар Йемар, Мар Зутра или же Хуна Бар Натан.

Вообще-то согласно канонам зороастризма, государственной религии Персидской империи запрещались браки между зороастрийцами и представителями иных религий (иудеями и христианами). Но, вопреки знаменитой песне Пугачёвой, на дивном Востоке короли (в отличие от недавнего Запада) действительно могли всё – даже жениться по любви. Видимо, это имело место быть в описываемом нами случае.

Шушандух (чьё имя на смеси персидского и еврейского означало «Дочь лилии») была для своего народа новой Эсфирью. Гоев в количестве 75000, правда, не пришлось истреблять, но всевозможные экономические, политические, юридические и финансовые ништяки её соплеменники без сомнения получили.

У нашей счастливой семейной пары родилось трое сыновей, по еврейским понятиям – галахические евреи.

Всё получилось как в сказке Ершова про Конька-горбунка:

Старший умный был детина, cредний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Старший сын Бахрам, по прозвищу Гур, после смерти отца стал шахиншахом и правил почти два десятка лет. Правителем был скорее всего очень хорошим, по крайней мере таковым он остался в народной памяти даже в исламский период и вплоть до наших дней.

Средний сын Нарсе стал генерал-губернатором в Среднеазиатских провинциях Ирана и тоже в общем-то неплохо исполнял свои обязанности.

А вот младшему сыну Шапуру повезло меньше всех. Мало того, что ему достался в управление один из самых проблемных регионов Империи – Армения, так и сам царь оказался совсем не на высоте своего призвание и только всё напортил.

Проблема была вот чём. Армения за век до описываемых событий приняла христианство в качестве государственной религии. А армянские цари и знать были либо персидского происхождения либо состояли в родстве с персидской знатью. Поэтому принятие армянскими царями и нахарарами христианской религии персидские шахи, знать и зороастрийское духовенство считали предательством родной религии и время от времени предпринимали попытки не мытьём так катаньем вернуть их к огнепоклонству.

Плюс к тому времени, как я ранее писал, армянская правящая династия Аршакидов (Аршакуни) начала уж более чем полвека как откровенно вырождаться, а армяне всё более и более проявляли себя как народ, который по словам нацистского расолога Гюнтера:

они не могут ни править, ни подчиняться

Около 414 года (датировка очень приблизительная) умер последний известный в истории приличный царь из династии Аршакуни – Врамшапух (в правление которого св. Месроп Маштоц изобрёл армянский алфавит), за ним последовало кратковременное повторное правление никчемного Хосрова IV, и в 416/417 годах царь Йездигерд, не найдя никого более подходящего, посадил на вакантный армянский престол Шапура.

Ему была поручена миссия склонить армянских феодалов к возвращению в «отческую веру», а простой народ будет верить в то, во что ему феодалы прикажут. Но, мало того, что армянские аристократы не собирались отрекаться от христианства, так и Шапур не смог, видимо в силу своей бесхарактерности, даже завоевать их доверие и уважение. Короче, лохом он был и чОртом.

По свидетельству «армянского Геродота»Мовсеса Хоренаци нахарары дружно ененавидели, не воздавали ему царских почестей на охоте и на пирах, постоянно с ним конфликтовали, унижали и всячески оскорбляли его царское достоинство:

После этого Язкерт (Йездигерд) назначает армянским царем не армянина, а своего собственного сына Шапуха (Шапура), замышляя зловещие уловки. (Он надеялся), что нахарары, постоянно пребывая при нем, сой­дутся с ним в ходе бесед и общения, на пиршествах и в охотни­чьих забавах, а кроме того сроднятся и сблизятся (с персами) посредством смешанных браков, так что можно будет обратить их в веру маздезнов, и тогда они полностью разойдутся с греками. Не ведал безумец, что «Господь разрушает замыслы язычни­ков», хотя и на время он преуспел. Ибо Хамазасп тем временем умер, а Сахак Великий был в глубоком трауре, так что не было никого, кто бы собрал воедино армянские полки. Поэтому Шапух с легкостью пришел в нашу страну, ведя Храхата и всех изгнан­ников. Однако он оказался не в состоянии обрести расположение нахараров, которые дружно его возненавидели и не воздавали ему царских почестей на охоте и на пирах

[Мовсес Хоренаци, История Армении, Книга III, § 55]

Вот лишь некоторые случаи, описанные Мовсесом Хоренаци и показывающие ту глубину презрения, которую испытывали армянские нахарары к своему царю:

Однажды был случай, когда по пересеченной и каменистой местности отважно гнались за стадом диких ослов; царь стал от­ставать. Тут Атом Гнуни, насмехаясь над ним, говорит: «Иди, иди, богорожденный перс, если ты — мужчина». А тот отвечает: «По­шел бы ты, ибо скакать по камням — дело демонов».
Другой раз случилось охотиться на вепрей в камышах, при помощи огня, и Шапух не решался въехать в густые заросли, а пламя уже окру­жало их кольцом. Поглядывая направо и налево, он метался на коне в разные стороны. И снова говорит ему Атом: «Богорожден­ный перс, ведь это — твой отец и твой бог, чего же ты боишься?» Шапух же отвечает: «Брось-ка шутить, повернись и пройди через огонь, а я за тобой, ибо, идя впереди, мой конь шарахается». Тогда Атом стыдит его, говоря: «Разве тут тоже камни, чтобы я ехал впереди? И вот что. Если ты называешь мокцев племенем демонов, то я вас, Сасанидов, назову бабами». Тут он, хлестнув коня, проходит через огонь, как через лужайку с цветами, вызво­ляя Шапуха. И поняв после этого, что тот не смолчит, он ушел в Мокскую страну.
Еще раз при игре с жезлами Шаваспу Арцруни случилось дважды отбить мяч у Шапуха. Тот, замахнувшись на него жезлом, говорит: «Знай свое место!» А этот отвечает: «Да, знаю, что я царский отпрыск от семени Санасара и обладаю правом наравне с твоими братьями целовать царскую подушку, как о том свидетельствует мое имя». Высказав это с величайшим презрением, он выскочил из ристалища.
И снова как-то на веселом пиру Хосров Гардманский, упив­шись вином, на виду у Шапуха пустился в страстные любовные игры с женщиной, искусно игравшей на лютне. Шапух, рассердив­шись на это, велит схватить его и запереть в зале. Но тот, поло­жив правую руку на кинжал, подробно Трдату Багратуни, вышел и удалился в свой дом. И никто из служителей двора, знавших силу мужа, не посмел прикоснуться к нему.

[Мовсес Хоренаци, История Армении, Книга III, § 55-56]

Безусловно, во многом такое отношение к царю было вызвано религиозным антагонизмом, но, очевидно, будь на месте Шапура сильный и мужественный человек, его безусловно зауважали бы, несмотря на…

Через 4 года своего бесславного правления, Шапур, узнав о смерти отца, плюнул на армянский престол и направился в Ктесифон, дабы попытаться стать новым шахиншахом. На что он надеялся непонятно. Если он с Арменией не справился, как он собирался рулить огромной Империей? Ну и, закономерно, – в Ктесифоне его и прибили как поганую вошь.

А армянским царём стал Арташес IV, сын Хосрова IV, такая же бестолочь, как и его ближайшие предшественники. Вместо государственных дел он бухал по чёрному и щупал баб. В конце концов армянским нахарам надоело терпеть над собой власть откровенных мудаков и вырожденцев и они обратились к персидскому шаху Бахраму Гуру с просьбой упразднить нахрен армянское царство и назначить вместо царя персидского наместника – марзапана, при условии, конечно, что тот не будет покушаться на дворянские вольности и притеснять христианскую религию.

Ещё статьи по теме:

Аланская принцесса и первая царица-христианка Армении.

Аматуни - потомки ассирийцев, принявших иудаизм?

Армянский царь-эколог, основание Двина и ассирийцы в Армении.

Ассирийские царицы-еврейки.

Богиня Анаит и ритуальная проституция в языческой Армении.

Гробница Эсфири и Мордехая в иранском городе Хамадан.

Иудейские цари ассирийской Адиабены.

Крещение русов св. Григорием Просветителем?

Лучше плохой царь-христианин, чем хороший правитель-нехристь.

Печальная судьба армянской Золушки в Византии.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
х