Музей Армянину в Стамбуле; мэр Стамбула посетил музей Армянского журналиста Гранта... Плюс последнее интервью...
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу посетил бывшую редакцию газеты «Агос», которая превратилась в музей «Гранта Динка».
По данным Армянского агентства Agos в Стамбуле, музей Гранта Динка посетил мэр Стамбула, член оппозиционной Республиканской народной партии Эркем Имамоглу в сопровождении вдовы Гранта Динка, известного стамбульского архитектора Закарии Милданоглу.
После визита мэр Стамбула разместил в социальных сетях заметку, в которой поблагодарил создателей музея. «Пусть дух Гранта Динка, пусть всегда спокоен, светлая ему память», - написал мэр Стамбула.
Последнее интервью Гранта Динка
21 января 2007 года, в конце Божественной литургии в Кафедральном соборе Эчмиадзина и во всех армянских церквях в Армении и по всему миру, состоялась частная похоронная служба для душевного спокойствия Гранта Динка, убитого 19 января.
Динк, основатель и редактор Стамбульского еженедельника Agos, дал интервью российскому агентству РИА-Новости за два дня до убийства. Это было последнее интервью 53-летнего Армянского журналиста.
Вопрос - В газете «Агос» вы выступаете за защиту не только Армян, но и всех меньшинств в Турции. Вам не страшно?
Динк - Конечно, я боюсь. Если вы хотите знать, этот страх преследует меня каждый день. Вы когда-нибудь наблюдали за голубями? Они все время качают головой, дрожат каждым шепотом и готовы улететь при малейшей возможности. Это нельзя назвать жизнью, только я, в отличие от голубя, никуда не могу улететь.
Вопрос - Вас дважды судили за оскорбление турецкой нации. Нобелевский лауреат Орхан Памук также был обвинен, но, в отличие от вас, его не судили. Как это случилось?
Динк - меня приговорили к 6 месяцам тюрьмы. Никто не может догадаться, почему из-за пресловутой статьи 301 кого-то судят, а кого-то нет. Формулировка этой статьи, удаление которой оправдано ЕС, дает свободу любому судье. Это просто не принесло мне удачи в деле судьи. Он обвинил меня в утверждении, что кровь турок была грязной. Что, конечно, является полным бредом.
Вопрос - Вы издаете газету "Агос". Его тираж не велик. Почему некоторые люди в Турции считают это настолько опасным?
Динк - Это верно. Тираж газеты составляет около 6 тысяч. Некоторые силы обеспокоены тем, что его читает больше людей, в отличии от изданий Турции.
Вопрос - Агос считается газетой Армянского меньшинства. Почему оно публикуется на Армянском и турецком языках?
Динк - Вот почему это так опасно для определенных националистических кругов в нашем обществе. Наша газета рассказывает правду о Геноциде Армян. Но в то же время это событие об истории, из которой мы должны извлечь уроки.
Вопрос - неужели так плохо быть Армянином в Турции?
Динк - Если кто-то держит рот на замке, у него вряд ли будут проблемы. Но даже в юности мне было трудно петь в хоре в школе о том, как я горд быть турком. Конечно, в этой стране есть чем гордиться, но я не турок.
Вопрос - Когда вы почувствовали, что вас действительно дискриминируют?
Динк - Закончив службу в армии, я смог продолжить свою военную карьеру и стать офицером. Я был уже женат, имел двоих детей и ожидал третьего. Чтобы получить звание, я, как и многие мои турецкие коллеги в армии, сдал экзамены. После этого все претенденты на звание офицера должны были быть вызваны по очереди и награждены специальными медалями. Они просто не прочитали мое имя. И тогда я понял: В секуляризированном государстве невозможно стать офицером, если вы не мусульманин. Тогда я действительно впервые понял, что значит быть Армянином в Турции.
Вопрос - В одном из последних номеров вашей газеты вы задали вопрос: "Что делает меня целью?"
Динк - Ответ на этот вопрос был больше об Армянах, чем о турках. Я думаю, что я похож на многих Армян, которые предпочитают окунать свои головы в опасности. Это то, что делает меня целью, и, к сожалению, не только меня. Все это имеет значение для моей семьи. Женщинам и детям нелегко знать, что их отец постоянно получает угрожающие послании, как по телефону, так и по электронной почте. Видите ли, когда я впервые сравнил себя с голубем, это исходило из того, потому что голубь, каким бы страшным не был его полет, он все же полетит потому, хочет быть свободным. И именно за это я борюсь, чтобы мы все могли быть свободными.
Вопрос - Но вы могли бы покинуть эту страну.
Динк - я хочу продолжить свою борьбу здесь. В конце концов, это не только мой бой. Это борьба всех тех, кто стремится демократизировать Турцию. Если я сдамся и уеду из страны, всем будет стыдно. Мои предки жили в этой стране, мои корни здесь, и я имею право умереть в стране, где я родился.
Последняя статья Гранта Динка «Мое настроение похоже на испуганного голубя» была опубликована после его убийства. Эта статья полностью описывает психическое состояние гражданина Армении в Турции накануне надвигающегося ужаса.
К сожалению, те, кто сделал все возможное, чтобы изолировать меня, сделать меня слабым и беззащитным, у них получилось. Более того, вводя в заблуждение общественность и сообщая ложную информацию, им удалось сформировать значительный круг людей, которые считали Гранта Динка «унизительным турком». Память моего компьютера заполнена сотнями писем от граждан со всего мира, в которых содержатся гнев и угроза. Одно из этих писем было отправлено из Бурсы, которое я отправил в прокуратуру Сисли за беспокойство по поводу опасности его содержания, но до настоящего времени я не получил никакого ответа.
Конечно, я не могу сказать, насколько реалистичны эти угрозы или нет. И настоящий источник угрозы для меня - это психологический стресс, в котором я живу. Мой мозг был встревожен вопросом "Что люди думают обо мне сейчас?" К сожалению, в настоящее время я знаю больше людей, чем раньше, и я чувствую, что люди шепчутся друг с другом: "Смотри, разве это не Армянка?"
С одной стороны мучений у меня есть интерес, с другой - беспокойство. С одной стороны - настороженность, а с другой - трусость. Как голубь. Как и он, я смотрю направо, налево, назад и вперед. Моя голова постоянно движется, как его голова, и движения моей головы такие же быстрые.
Вот цена за все это. Что сказал министр иностранных дел Абдулла Гюль? Что сказал министр юстиции Джемил Чичек? Они говорят: «Нет необходимости так сильно преувеличивать статью 301. Кто-нибудь в этой статье был осужден или заключен в тюрьму? Кажется, платить цену - это просто тюремное заключение. Вот цена для всех вас ... Вот цена, которую нужно заплатить ... О министры, вы знаете, какая это тяжелая цена, чтобы осудить трусость голубя. Вы когда-нибудь видели голубя?
Мои чувства, чувства моей семьи совсем не легки. Были времена, когда мне приходилось серьезно задумываться об отъезде из страны. Особенно, когда угрозы были адресованы моими соседями. В те моменты я всегда чувствовал отчаяние. В такое трудное время я нашел убежище в своей семье, своих детях и получил от них наибольшую поддержку. Где бы я ни был, они тоже были бы там. Если бы я сказал «Поехали», они бы молча согласились. Армения: Как мог кто-то вроде меня, восставший против беззакония, терпеть там беззаконие? Может быть, там меня ждало больше испытаний? Поездка в европейские страны была не для меня ...
2007 год может быть тяжелым для меня. Судебные процессы будут продолжены, новые дела будут возбуждены против меня. Кто знает, с какой несправедливостью я еще столкнусь?
Но в любом случае, моя единственная гарантия, что я буду учитывать следующую истину: «Да, я в ужасном состоянии голубей, но я знаю, что люди в этой стране не помогают голубям». Голуби продолжают существовать в городе, даже в толпе людей.
Во время похорон Динка люди выпускали белых голубей. Перед редакцией «Агос», где был убит Динк, десятки тысяч людей подняли плакаты с надписями «Мы все - Грант Динк» и «Мы все Армяне». Убийство главного редактора Армении было осуждено президентами, высокопоставленными чиновниками и руководителями международных организаций.
Дорогие Армяне, не забываем, что уже доступен сайт, на котором все статьи с данного канала, можно прочитать на Армянском языке. Также на форуме сайта вы найдете полезные программы.