Жизнь / История / 19 январь 2020

Язычники крещёной Армении. Часть 2-я. Аревордик.

Язычники крещёной Армении. Часть 2-я. Аревордик.

(пост мною составлен на основе главы "Дети Солнца" из книги James R. Russell. Zoroastrianism in Armenia. Её русский перевод есть в сети Интернет в открытом доступе)

В следующий раз последователи армянской дохристианской религии появляются на страницах исторических документов в середине XI века. Живший в те времена армянский аристократ, богослов и политический деятель Григор Магистр Пахлавуни написал письмо сирийскому [1] католикосу города Амиды касательно борьбы с последователями различных еретических учений.

Это письмо в основном связано с павликианами и тондракийцами безобразничавшими на армянских землях представителями буйно помешанных еретических сект, чьё учение представляло собой смесь христианских и манихейских элементов. Однако магистр Григорий чётко отделяет их от

тех, кто заразился от мага Зардушта [то есть Заратуштры] [2], персидского мага, и солнцепоклонники, которые называются «аревордик» [с армянского «Арев» -солнце, «орди» - сын и окончание «к», то есть буквально «сыны / дети Солнца» ], заразились от него. В этом регионе [Амида] их довольно много, и они публично называют себя христианами. Но мы знаем, что ты знаком с их попытками сбить с толку и разгульным образом жизни.

Этот пассаж хранит в себе самое раннее упоминание слова «аревордик». Вопреки утверждениям современных армянских неоязычников о том, что, дескать, дохристианская вера армян не имеет никакого отношения к зороастризму, средневековые армянские христианские апологеты прямо увязывают последователей Аревордик с зороастризмом и его религиозными практиками и этическими нормами. На основании исторических свидетельств, известный армянский советский учёный Рачья Бартикян полагал ареалом распространения учения Аревордик области, прилегающие к городам Маназкерт, Амид (Амида), Самосата, Мердин (Мардин), а также Киликию. Кроме того, он не исключает возможности, что адептами учения становились не только армяне, но и сирийцы (ассирийцы).

Интересно также, что формально последователи Аревордик именовали себя христианами. В целях конспирации, дабы избежать преследований церковников. В связи с этим интересен отрывок из Жития армянского святого мученика позднего средневековья св. Путаха (+ в 1524 году)

Сей муж был из города Амида, по вере христианин, ремеслом кузнец, сын огнепоклонника

И тут же отмечается

Отец же его и брат посещали церковь св. Якова [имеется ввиду сиро-яковитская Церковь], и Путах бывал в армянской церкви [3].

[Цитата по книге Новые армянские мученики (1155-1843). Перевод, предисловие и примечание Тер-Давтян Кнарик. Ереван. Издательство "Наири". 1998 год. Страница 139]

Вероятнее всего подобная практика имела место быть в городах. В глухой сельской местности аревордик могли более безопасно проводить свои обряды.

Позднее в работах армянского писателя XV века, Езника Кохбаци и армяноязычном переводе XV века «Шестоднева» святого Василия Кесарийского для обозначения этих культистов используется слово «аревопаст», «солнцепоклонник», (с отсылкой к персидскому «афтаб-паст»).

Спустя столетие после письма Григория Магистра, «аревордик» были упомянуты в в пастырском письме другого знаменитого армянского богослова и проповедника Нерсеса IV Шнорали, католикоса Армянской Апостольской Церкви, к людям города Самосаты в плане наставлений для аревордик, которые захотят стать христианами. Из его послания мы узнаём, что аревордик были армянами, которые не были обращены в христианство Григорием Просветителем в IV веке. Нерсес говорит об их почитании Солнца и деревьев, и пишет о том, что их религия была довольно широко распространённой.

Приведу послание св. Нерсеса Шнорали полностью:

Мы, Нерсес, раб божий и милостью его католикос армян, вам — благородным иереям города Самосата, [тебе] — хорепископу Торосу и твоим соиереям, и вам - боголюбивым гражданским мужам — Газа[во]ну, и всем старейшинам наших духовных чад шлем здравицу, исполненную любви и благословения от святого богоприимного знамения моего, от десницы святого Просветителя и от престола моего, который да сохранит господь духом и телом присно живыми.
Да будет известно вам, что мы давно получили ваше послание относительно проживающих в вашем городе Ареворди, о том что они желают и просят приобщить их к пастве христовой, что они, будучи родом и языком из племени армянского, стремятся и верой и душой быть едиными с ним. И к нам явились люди от них и поведали ту же просьбу. Мы же ознакомили их с тем, что нами было прочитано в писании относительно их сатанинской ереси, об услышанных нами от молвы разных дурных представлениях и делах их приверженцев. Ибо, подобно тому как в племени Ромеев так называемые Богомилы остались лишенными света Евангелия христовой славы и, тайно храня в сердцах ересь сатаны, не повиновались проповеди апостолов, так и в нашем племени Ареворди, пребывающие во мраке сатанинского удела, не захотели рукою Просветителя нашего, святого Григория, просветиться божественным светом и, возлюбив не свет, а мрак, пребывают в нем и по сей день. И так как в наши оскудевшие от добра времена помиловал их Бог и отверз омраченные очи их душ [и они], удалившись от сатаны, обратились к Богу не притворно, а истинно, то мы [должны] возблагодарить Бога за [эту] милость. Подобно им и люди, пришедшие к нам, [дав] большую клятву, отступили от этой злой ереси, устами своими прокляли тех, кто скрывает в себе подобное безбожие. И они обязались выполнить все требования, которые мы поставили перед ними. По отношению к ним мы тем самым выполняем повеление Господа:
«Приходящего ко Мне не изгоню вон», ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», согласно Апостолу. Если они обратятся к Богу истинно, то подобное спасение душ столь многих людей — радость для Бога и ангелов небесных, и для нас, кто на земле. Но если их обращение ложно, как думают о них многие, и они опять вернутся на свою блевотину, от этого нам не будет никакого вреда, ибо мы [лишь] по повелению Христа желаем и стараемся поймать их, а если будет возможно, и все народы в сети Его Евангелия, а выбирать и собирать доброе в добрый сосуд, а худое выбрасывать вон, согласно словам притчи Евангелия, это дело справедливого судьи, когда Он сядет на престоле славы Своей и воздаст каждому по его вере и по делам.
Итак, по повелению божьему мы сочли уместным поступить с ними следующим образом. Пусть все священники вместе с нашими достопочтенными учениками придут в большую церковь, что в вашем городе, и пусть всех так называемых Ареворди — мужей, женщин и детей — соберут у дверей церкви. И сперва спросят их: «Желаете ли вы всем сердцем, разумом и всей душой отбросить прежнее заблуждение отцов ваших и прийти к истинному богопознанию нашего христианства?». И когда они согласятся с этим и скажут, что «мы добровольно и по зову сердца отрекаемся от сатанинского заблуждения отцов наших и обращаемся к Христу», тогда снова спросите их трижды, как при крещении детей: «Отрекаетесь ли от сатаны и от всех помыслов, слов и дел его?». И когда они примут это и скажут: «Отрекаемся», — тогда обратите их лица на запад и скажите:
«Плюньте трижды в лицо сатане, поносите его, как мерзкого, лживого и беззаконного» Когда они сделают это, наставляйте их не считать солнце чем-либо иным кроме светильника мироздания, созданного богом-творцом и им же установленного на небесах, как и луна и звезды, для освещения земли. [Учите их также], чтобы они не почитали тополь больше ивы, бука и других деревьев, не считали древо креста христова, [сделанным] из тополя, что это ложь и обман сатаны введшего их в заблуждение и отвернувшего от бога. Ибо это дерево, называемое тополем, было для них предметом поклонения во времена идолопоклонства, и в нем поселялись демоны и принимали от людей поклонение. И хотя это заблуждение было милостью божьей искоренено среди других народов, обитающих на земле, но среди вас сатана спрятал и сохранил его, как закваску зла, и если вы желаете прийти к правде Христа, то искорените дурной обычай из среды вашей. Не только не почитайте тополь больше остальных деревьев, но и считайте его ниже других деревьев, ибо таким образом и сатана будет унижен. Если кто-либо из вас знает о других их демонических суевериях, поведайте им и об этом, скажите, чтобы отказались от них и выбросили вон.
Затем обратите их лица на восток и спросите: «Верите ли вы во всесвятую Троицу — в Отца, Сына и Святого Духа, которые есть три лика и одно божество, одна природа и одна сила, одна власть и одно творящее начало, от которого по его слову произошли из ничего все творения видимые и невидимые, небо и земля и все, что есть в небесах и на земле, ангелы и разумные люди, солнце и луна и звезды — светила мироздания, твари земные, небесные и водяные, все травы и деревья, [все] неподвижное и движущееся, и нет существующей твари, бестелесной или телесной, которая не была бы создана истинным Богом. Верите ли вы в воплощение Христа, одного из трех ликов — Сына божьего, кто пожелал по благоволению Отца и Святого Духа стать сыном человеческим, родившись от вечной девы Марии ради спасения человечества, кто принял крещение в Иордане от Иоанна, был засвидетельствован Отцом и Духом, искушен сатаной и победил искусителя; что он изгнал демонов, и кто с верой просил у Него, [того] исцелил от недугов душевных и телесных. [Верите ли вы], что Он дал свет слепым, вылечил хромых, воскресил мертвых и прошел по морю, как по суше, обуздал как творец ветер и море, и они успокоились, насытил тьму людей несколькими хлебами? [Верите ли вы], что после того, как Он сотворил множество божественных чудес и знамений, добровольно принял на себя спасительные страсти, которые претерпел в нашей [человеческой] природе, что был распят на кресте и [этим] искупил грехи Адама и рода его? [Верите ли], что Он умер телом и дал жизнь людям душою, сошел в могилу и спас души, которые в аду? Что Он воскрес из мертвых на третий день и даровал людям надежду на воскресение по своему подобию на второе свое пришествие? Что в присутствии своих учеников в нашем [человеческом] теле вознесся на небеса и воссел одесную Отца своего в вышних? Что снова придет для праведного суда над всеми родами человеческими, воздавая добром людям благодетельным, пребывающим в истинной вере христианской, а неверующим и нераскаявшимся грешникам готовя вечные муки в руках сатаны и его чертей? [Верите ли вы], что Он вместе со своими святыми и праведниками будет царствовать вечно во веки веков?
И после того как они примут и станут исповедовать истинную веру христианскую, которую мы и изложили, соберите их в церкви, и кто из них не крещен, учите таинствам веры, исповедуйте взрослых и наложите на них на короткое время эпитимию, а через некоторое время крестите их. Несовершеннолетних и младенцев крестите тотчас же. А кто ранее был крещен, лишь приведите к исповеди и, наложив на них эпитимию, помажьте их чело и органы чувств святым мирром, говоря: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», а затем приобщите их к пастве христовой. И как повелел Христос ученикам, что после крещения учеников-язычников «учите их соблюдать все, что Я повелел вам», то же самое делайте и вы по отношению к ним, заповедуя им отказаться от убийства, прелюбодеяния, блуда, воровства, коварства в отношении друзей, пьянства и от всех злых деяний сатаны, что ненавидит Бог, а наоборот, [учите их] быть братолюбивыми, добродетельными и не только не красть имущество других, но и отдавать нуждающимся свое, честным [трудом] приобретенное, согласно повелению Христа, и не следовать примеру тех немногих из старых христиан, кто без страха творит противное законам Бога. Если даже они увидят кого-либо беспорядочного и безбоязненного среди иереев, пусть не будут соблазнены низостью немногих в отношении истинных законов христиан, а пусть обратят взоры свои к хорошим и избранным, от них пусть получат для себя добрый пример, ибо дурным не закон божий повелевает быть дурными, а их леность и безрассудство. Он, сатана, кто противен добру, предлагает им ради гибели их душ презирать законы Бога. Подобным же образом повелевайте и женщинам быть дальше от колдовства, волшебства и от всякого дьявольского чародейства, ибо всякий, кто занимается колдовством, тот служитель демонов и их поклонник. Ибо и тот, кто совершает [колдовство] и тот, кто обращается [к колдуну], не достойны ни причастия, ни христианского погребения. Подобным же образом [учите их], что если кто-либо из дьявольской любви примешивает к пище или питью какую-нибудь мерзость или гадость и дает христианину, тот отлучается от Бога, лишается святого причастия и удостаивается подлинной ненависти, и поэтому предостерегите их от изготовления всяких подобных талисманов.
Вдобавок к сказанному мною, то, о чем мы пишем [ниже] вкратце и мимолетно, да будет общим для них законом. Пусть они дважды или трижды или же больше раз в году исповедуют священникам грехи свои, пусть примут эпитимию, которую налагает на них священник ради [очищения] от грехов, — это соблюдение постов, молитвы и [раздача] милостыни, благодаря чему они удостоятся от Бога отпущения грехов, в которых признались. И во все [установленные] часы молитв пусть приходят вместе с другими христианами в молельню к священникам, поклоняются Богу—творцу всего и молятся перед Ним, просят отпущения грехов, [дабы] удостоиться царства небесного, спастись от мук геенны, сохранить душу и тело в этой жизни чистыми и неискушенными от всяких козней сатаны, от всяких опасностей и искушений. Установленные посты, которые соблюдают другие христиане во [всем] мире, пусть и они свято соблюдают, и пусть воздерживаются от тучной пищи и одурманивающих напитков. Учите их и следующему: слушаться и повиноваться голосу евангельскому и другим словам боговдохновенных писаний. Ученые священники, объясните им по возможностям вашим сокровенные слова писаний. Примите от них детей к учению святым писаниям. Об этом и мы просили их, когда они пришли к нам, и они с любовью обещали дать [своих детей], чтобы, быть может, и их дети удостоятся стать священниками, подобно тому как святой Григорий учил детей жрецов и рукополагал их священниками и епископами. А вам, старающимся учить [их] Бог воздаст сторицей, как Он сказал устами пророка, что «если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста». В завершение всего имя Ареворди, которое носят они от предков своих, в дальнейшем пусть сменят и будут названы великим и чудесным именем Христа — христианами, имя, которое наложили на себя верующие в Христа святые апостолы в великой Антиохии. И мы будем молить Бога скрепить их на камне веры, чтобы врата ада — сатана и ему угождающие — не смогли отринуть их от истинной веры и законов Господа нашего Иисуса Христа, которому вместе с Отцом и Духом Святым слава и сила во веки веков, аминь!
Когда милостью Бога они приобщатся к пастве христовой по тем правилам, о которых мы упомянули выше, пусть они станут уделом мудрых, ученых и богобоязненных священников, чтобы последние были в состоянии постоянно учить и наставлять их боговдохновенным писаниям. Не нужно искушать их, требуя приносить дары в церковь за крещение, исповедь, причастие, погребение или за что-либо другое, а довольствуйтесь тем, что они добровольно пожертвуют. Увещевайте их не строго, а ласково, чтобы и вы за доброту [вашу] приняли воздаяние от Бога, а не кару, достойную соблазнителей, которым вешают на шею мельничный жернов и бросают в море.

[Перевод Р. М. Бартикяна. Текст воспроизведен по изданию: Еретики Ареворди ("сыны солнца") в Армении и Месопотамии и послание армянского католикоса Нереса Благодатного // Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. История и филология. М. Наука. 1967]

В XIV столетии другой армянский церковный автор Мхитар Арапанский написал:

Есть армяне, которые говорят по армянски, почитают Солнце и называются аревордик. У них нет литературы или писаний, но отцы учат своих детей в соответствии с традицией, которую их предки получили от Зрадашта, настоятеля храма огня. Они почитают Солнце, стоя лицом по направлению к нему, они почитают тополиное дерево, а из цветов лилию, подсолнечник, и другие цветы из тех, что всегда смотрят по направлению на Солнце. Они считают себя подобными им в вере и в возвышенных и благоухающих делах, отдают подношения мёртвым и старикам. Их лидер называется хазерпет, и дважды или более раз в год, он зовёт их всех, мужчин и женщин, сыновей и дочерей, собраться в тёмное время ночи в яме, раздеться наголо, и он читает им и бьёт в колокол [забавно фактическое противоречие – то у аревордик нет ни литературы, ни писаний, то их священник уже что-то им читает].

Как верно замечает Джеймс Рассел авторы книги «Зороастризм в Армении», одна из главных претензий церковников к последователям аревордик и их зороастрийским единомышленникам - это отказ оных от аскетических идеалов христианства. Армянские аревордик отказывались от соблюдения христианских постов, ели богатую пищу, пили хмельные напитки. Их слабость к хорошей еде и питью, их отвращение к постам, и их признание свой собственной правоты и благочестивости являлись качествами, не одобряемыми христианством, но фундаментальными для зороастризма. Зороастриец видит себя как одного из благих созданий Ахура Мазды, солдата в космической борьбе против зла. Его тело требует хорошего ухода, и как святое творение, и как оружие в этой битве. […] Тотальное отрицание аскетизма и отречения от мирских радостей в зороастризме – это одно из наиболее удивительно простых отличий между Благой Верой и аскетическими практиками, которые получили наиболее широкое распространение в восточном христианстве. Человек в зороастризме не являлся и не является творением, искалеченным первородным грехом, признаётся изначально благим, и признание этого, через праведные мысли, слова и дела, является высшим счастьем.

В предыдущем посте я уже отмечал, что после вторжения на Ближний Восток новых орд мусульманских завоевателей - тюрок и монголов воспринимали «огнепоклонников» уже не как коранических сабиев, которым следует предоставлять свободу вероисповедания, а как обычных язычников, коих следует истреблять огнём и мечём.

Армянский автор Товма Мецопеци (Фома Мецопский) сообщает о разрушении армией монгольского завоевателя Тамерланом 4-х деревень, где проживали аревордик, недалеко от города Мардин (Мердин)

Затом он пришел в Мердин, разрушил город и увел в плен пятнадцать окрестных сел, 3000 домов подлинных христиан, а 7500—остальных. Всех их увели в плен, а четыре села аревордиков, из язычников. Шел, Шмрах, Сафари, Мараш, были совершенно разрушены. По впоследствии ухищрениями дьявола они опять размножились в Мердине и Амиде.

Как я упомянул выше, аревордик предпочитали жить в уединённых деревнях, лишний раз не контактируя с потенциально опасными иноверцами.

По сведениям Джеймса Рассела, автора книги «Зороастризм в Армении» последние аревордик, возможно, дожили до начала XX века и бесследно сгинули в ходе трагических событий геноцида армян в Османской империи 1915 года.

Джеймс Расселл упоминает о некой армянке Марице Матексян, выжившей во времена геноцида 1915 года и в конце 70-х годов XX века проживавшей в Эпине-сюр-Сен, Франция. 4 июля 1979 года она откликнулась на его запрос, который был опубликован в книге армяно-американского писателя Хачига Тололяна в «Миткев Аруест» («Мысль и искусство», литературное приложение армяноязычного парижского журнала «Харатч»).

Метаксян родилась в городе Марсован, современный Мерзифон в Турции, а её родители были родом из Себастии (современный турецкий Сивас). Предки большей части армян Марсована, как она написала, были родом из Ани, на реке Аракс, средневековой столицы армянского царства Багратидов. Часть армянского квартала города у подножия холма, по словам Метаксян, именовалась «Ареворди», а кладбище в садах за городом называлось «Аревордии грезман» («Гробница аревордик»). Она вспомнила песню, которую пели армяне Марсована, в которой упоминалось слово «аревордик». Кроме того, фамилия одного из виноградарей города была Аревордян. Судьба этого человека остаётся неизвестной для нас, завершает своё повествование Рассел.

Примечания.

1. Армянская Апостольская Церковь, несмотря на то, что её святые отцы на одном из Двинских соборов в середине VI века анафематствовали одного из Учителей Сиро-православной (яковитской) Церкви Севира Антиохийского, тем не менее находится с яковитами в евхаристическом и каноническом общении, как и с другими Древневосточными Церквями, не признающими Халкидонский собор.

2. Под этим Зардуштом можно подразумевать как великого пророка и основателя зороастризма Заратустру, так и его более позднего тёзку – мага Зардушта, учителя печально известного протокоммуниста Маздака, создателя радикально-революционного течения внутри зороастризма.

3. Святой Путах, сын последователя аревордик, согласно его Житию, изначально ради интереса и, видимо, в целях конспирации заходивший в армянскую христианскую церковь, впоследствии воспринял христианскую веру всерьёз и за неё даже пошёл на смерть от рук мусульман.

Ещё статьи по теме:

К вопросу о дохристианской письменности у армян.

Как армяне "основали Киев"

Неоязычество в Армении.

Язычники крещёной Армении. Часть 1-я.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
х