Жизнь / История / 19 январь 2020

Термаол-шейх, первый проповедник ислама и джихада среди чеченцев.

Термаол-шейх, первый проповедник ислама и джихада среди чеченцев.

По преданию первым (или одним из первых) проповедников ислама среди чеченцев, проживавших в Нахч-Мохке (Ичкерии, юго-восток ныненшней Чечни), стал некий человек по имени Термаол, провозглашённый своими последователями шейхом. Предположительно, он жил либо в конце XVI века, либо в конце XVII, начале XVIII века. Своей тактикой он избрал не путь терпеливого убеждения, а беспощадную "священную войну" (газават) с теми соплеменникам, кто не внимал его речам и продолжал упорно держаться христианства и язычества.

Вот, что о Термаоле и его деяниях рассказывает известный чеченский этнограф XIX века Умалат Лаудаев:

В преданиях народа сохранилось имя первого проповедника исламизма у чеченцев; им был некто Термаол. Он был человек красноречивый и жестокий. Увлекаемые потоком его речей, чеченцы покорились ему. В собрании всего народа он в торжественных словах описывал всемогущество Бога мусульман; в ярких красках изображал рай, уготованный правоверным. Говорил о шестидесяти гуриях (хуриал), назначенных избранным. Гурии встретят своего суженого в райских вратах и, воспевая гимны Предвечному и славя своего нового повелителя, отведут его в приготовленный для него дом, выстроенный из мускуса, золота и серебра и испещренный дорогими камнями: алмазами (жаухар), яхонтами (ягут), изумрудами (зубаржат) и проч. В нем будет находиться 70 комнат с великолепными ложами; вечно юные и девственные гурии взоры свои, полные любви и страсти, будут обращать на своего повелителя, ожидая его приказаний. Они будут одеты в 60 платьев, одно сверх другого, но от белизны их тел и чистоты плоти через 60 платьев будут виднеться мозги в их костях, как через чистейший кристалл. Говорил, что праведные будут иметь рост в шесть раз более своего нормального, чтобы в шесть раз более вкушать райских сладостей. Такие речи воспламеняли чеченцев, и те, которые хотя мало еще были в сомнении, тотчас же делались мусульманами. Народный фанатизм доходил до того, что даже старцы в последние дни жизни своей совершали обряд обрезания. Окружив себя усердными последователями, Термаол начал смелее производить обращение и убивал противящихся, называя их врагами божьими (дели-мастахой). Брань эта, ныне столь общеупотребительная, в первый раз явилась у чеченцев в то время. Говорят, что он имел обычай, убивши тысячу человек неверующих, один труп ставить вверх ногами, будто бы он раз в течение одного дня в подобную позу поставил три трупа, т. е. убил три тысячи человек, и смягчался только тогда, когда жены убитых, накрыв свои головы котлами, выходили из домов своих в знак того, что им уже не для кого более держать огонь и воду. Когда наконец страна успокоилась, то эти жестокости Термаола не были забыты народом. Он сделался предметом насмешек детей, представлявших в своих играх опрокинутые трупы. Не будучи в состоянии перенести такого унижения, он вырыл себе могилу и живой погреб себя. Погребая себя, он сказал: «Прощайте, мусульмане, теперь я уже больше не нужен вам, но приду тогда, когда вы почувствуете во мне нужду.

Некоторые фанатики и теперь ожидают его появления. Могила его находится в Ичкерии, на земле Энокалинской фамилии.

[ Умалат ЛАУДАЕВ. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI. Глава 29]

Почитаемая гробница (зиярат) Термаолы находится в ауле Корен-Беное (Куьйран-Бен) Курчалоевского района.

На видео, представленном ниже поездка паломников к зиярату Термаола:

Имя Шейха-Термаолы носит одна из улиц села Корен-Беной Курчалоевского района Чечни.

Современные исследователи Т. М. Айтберов и Ш. М. Хапизов, проанализировав надгробные эпитафии с упоминанием имени героя нашего повествования на нескольких надгробиях, выдвинули предположение, что на самом деле шейха звали Терма, а Ола - имена его отца и его сына. Потом в преданиях имена Терма и Ола слились в одно - Термаол. Годом рождения шейха Айтберов и Хапизов считают 1540. Так как многие представители рода "Терма-Ола", судя по надгробным эпитафиям, носили кабардинские имена, исследователи сделали вывод о кабардинском происхождении этого семейства, обосновавшегося в селе Эникали в начале XV века.

[ Т. М. Айтберов и Ш. М. Хапизов.Эпиграфические источники по истории распространения ислама в Чечне (XVI‑XIX вв.). Известия СОИГСИ №20(59) 2016 год, страницы 19-21]

Ещё статьи по теме:

Райские гурии. Смерти миловидная награда?

Чеченец Шейх Мансур Ушурма.

Чеченский святой суфий Кунта-Хаджи Кишиев и Такия.

Чеченский святой суфий Сугаип-Мулла и его общественно-политические воззрения.

Чеченский чудотворец Вата-шейх.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930