Жизнь / История / 21 январь 2020

Лев Черкесии! (Тугужуко Казбич)

Лев Черкесии! (Тугужуко Казбич)

Это рассказ о мужчине, воине, отце, полководце. Это рассказ о человеке, который посвятил всю свою жизнь защите родной земли, семьи и религии, не склоняя головы перед трудностями. Он всегда шел вперед. О таких слагают песни. Это история храброго шапсуга из рода Шеретлоко. Это рассказ о том, кого Джеймс Белл и вся общественность Европы 19 века называли "The Lion of Circassia " - "Лев Черкесии".
Казбек Шеретлоко родился в 1777 г. в ауле Беаннеш, что находился в бассейне реки Адыгум, притоке Кубани. Это земля в нынешнем Крымском районе. Был одним из семи братьев у своего отца Тугуза.

Тыгъужъыкъо Къызбэч начал свои ратные подвиги еще в 1796г. В возрасте 19 лет он участвовал в Бзиюкской битве. В ходе этого сражения он получил рубленую рану лица. Генерал В.А. Потто, автор книги "Кавказская война" пишет о том, что несмотря на такое ранение: "Сам Казбич дрался как бешеный и смог прорвать окружение".
Беззаветная храбрость Казбека быстро принесла ему славу. Под его знамена стекались отряды. Казбек с регулярным постоянством совершал набеги на Кавказскую Линию, основными объектами военных действий его отряда были станицы и укрепления: Елизаветинская, Марьянская, Георгие - Афипская (ныне пос. Афипский), Абинская и другие.
Правдивый историко-психологический портрет героя дан на страницах романа адыгского просветителя Хан-Гирея "Бесланий Аббат": "удивительно влиятельный среди шапсугов Кзильбич из Шеретлуковой фамилии", "стоило только разослать гонцов от имени Кзильбеча, и тысячи стекались под его предводительство"
Расцвет предводительской деятельности Казбека приходится на 1810-1839 гг. С кем только не встречался Казбич с 1810 по 1839г.г. на поле брани! Он предводитель шапсугских отрядов, нигде не прошедший азы военного искусства, противостоял таким, как Бурсак, Власов, 3авадовский, Бескровный, Кухаренко и многим другим предводителям регулярных царских войск.
В январе 1830 г. «лев черкесов» с 4 тыс. горцев яростно атаковал станицу Елизаветинскую и разорил ее, но в итоге потерпел поражение от отряда атамана А. В. Бескровного.
Наибольшую славу ему принесло сражение, состоявшееся в 1834 г. на реке Абын (Абинское сражение). Казбек во главе 700 шапсугских всадников разбил и обратил в бегство 14- тысячный царский отряд.В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом.
В том же году Казбек, предводительствуя 900 горцами, разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из 9 черкесских аулов.
В 1837 г. в сопровождении 250 человек Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы как сказано в источнике, числом около 200 штук. Забрав их в виде трофея, кизбечовцы вернулись домой.
Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 г. он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой 9 винтовок.
Казбек отличался, помимо мужества и храбрости, благородством воина и очень ценил отвагу. Вот один из примеров этого.
В 1834 году Шеретлоко Казбек с войском из 1200 отборных всадников столкнулся неожиданно с отрядом линейных казаков числом не более 300 человек. Начался неравный бой, итог которого можно было легко предугадать. Однако Казбек, видя героический настрой казаков и восхищенный их мужеством, приказал своему отряду отступить и выдвинуться вперед такому количеству воинов, которое было равно числу казаков; теперь все остальные черкесы были лишь наблюдателями развернувшегося сражения.
Французский писатель, комментируя этот эпизод, пишет, что не зря и не только за храбрость Казбека прозвали Черкесским Львом.
В октябре 1838 г. в одном из сражений Казбек получил 7 тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше». Однако адыгские предания говорят о том, что услышав весть о гибели сына, Казбек в одиночку бросился на русскую станицу и изрубил с десяток казаков.
Как воин, Казбек пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России.. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
Казбек в ходе войны успел выполнить свой долг мусульманина - совершил хадж в Мекку. По пути в Мекку Казбек пересекал Египет. Наслышанный о подвигах Казбека, султан Мисра (Египта) приглашал Хаджи Казбека к себе в военноначальники. Однако тот отказался и вернувшись на родину, продолжил войну.
Хорошо известен часто воспроизводимый в литературе портрет известного предводителя черкесов Шеретлуко Кизбеча, принадлежащий перу английского эмиссара Д.Белла, побывавшего на Кавказе в 1837-39 гг. и лично знакомого с предводителем адыгов. Вопреки запрету, знатный черкес позволил англичанину нарисовать себя рядом со своим боевым конем. На рисунке мы видим высокого, осанистого, богато одетого старика в белой чалме "хаджи", держащего под уздцы лошадь. На этом коне он, по преданиям, появлялся в особо жарких схватках с царскими гарнизонами, вдохновляя воинов на борьбу Английский журналист Д.Лонгворт так описывает его в своем дневнике: "Его свободная и воинская манера поведения, сопровождаемая ленивой и не лишенной изящества походкой вразвалку... Его оружием были лук, колчан со стрелами, дамасская сабля и стальная кольчуга, поблескивавшая на его груди под кафтаном. Его одежда была не богатой, но тщательно пригнанной по фигуре и совершенной. Его сафьяновые башмаки в особенности были очень хорошо пригнаны к его маленьким и изящным ступням. Однако в его облике, в зловещем спокойствии его рта и в диком блеске его пронзительных серых глаз было нечто такое, что без предварительного объяснения со стороны его соплеменников я бы мог принять его за льва".
Николай 1, предлагал большие деньги за портрет работы Белла, но так его и не получил. Как выше было сказано, Казбичу неоднократно предлагали на весьма выгодных условиях перейти к русским, поступить на службу в Каире, но он предпочел вернуться "к пирушкам с друзьями на лоне любимых гор и сражениям с гяурами на берегах Кубани".
Помимо участия в сражениях, Казбек был также видным общественным деятелем адыгского народа. Для единения народа в сопротивлении агрессору шапсугам необходимо было иметь знамя. Казбек Шеретлоко, наряду с такими именитыми войнами как Жанэ Науцыку, Планэко Алчерий, был одним из создателей боевого знамени шапсугов.
В.А. Потто описывает Казбека в своем пятитомнике "Кавказская война" следующим образом:
"Но между черкесскими вождями был один человек, который во все это время не сообразовался с действиями других, не ездил в Анапу и на свой риск и страх, с отборной партией в пятьсот наездников, грозил русским пределам. Это был шапсугский уорк Казбич (собственно — Кзильбеч) из знаменитой фамилии Шеретлуковых.
Даже среди черкесских головорезов и удальцов Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет он отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом. Бурная, беспечная, удалая жизнь среди битв и набегов отвечала его наружности. И там, где другие предводители должны были употреблять усилия, чтобы собрать несколько сот всадников, Казбич, который, однако, не славился ни особенным умом, ни красноречием и общительностью, мог во всякое время располагать целыми тысячами. Счастливые стечения обстоятельств, видимо, покровительствовали этому герою разбоев: предпринимал он набег — и набег удавался, хотел с ним соперничать другой — и терпел поражение. В конце концов в народе сложилось суеверное представление, что Казбич своим присутствием приносит счастье в набеге.
Как нарочно, калаусское поражение шапсугов должно было необыкновенно поднять тогда уже немолодого Казбича в мнении соплеменников и облечь его какой-то мистической загадочностью: он, только и живший боевыми тревогами, на этот раз не только сам отказался идти в набег, но по какому-то темному предчувствию горячо отговаривал и других. И теперь бесполезная гибель, и гибель позорная, тысячи двухсот человек, как бы на поругание брошенных в болото, в мутную воду, грудами, и лишенных покрова родной земли,— представлялась как бы следствием того, что не послушались Казбича.
Чтобы докончить характеристику знаменитого шапсуга, необходимо сказать, что и впоследствии ни гибель сыновей, ни множество ран, ни старость не отучили Казбича от любимого ремесла — войны и набегов. Под старость он сходил в Мекку, но и священный титул хаджи не усмирил в нем строптивое сердце сурового наездника; всю свою жизнь он остался грубым шапсугом старого покроя. И умер он, хотя в глубокой старости, но от раны, полученной в набеге в 1839 году, оставя по себе долгую память. Еще при жизни его была сложена у шапсугов песня, в которой подробно передавались его дела и подвиги,— явление необыкновенное при известной скромности черкесов, и величайшим наслаждением Казбича в дни старости и бездействия было слушать эту песню, в которой постоянно говорится об обнаженной шашке героя. Суровая личность Казбича так поразила воображение соплеменников, что в жарких сражениях с русскими он, долго спустя после смерти, не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде; об этом существует, по крайней мере, множество рассказов..."
Однако, описывая этого знаменитого шапсуга, многие историки не знали, что Казбек был душевным и открытым человеком.
По описаниям современников, Казбек очень любил танцевать, и был одним из лучших танцоров лъапэрисэ (лъапэрыф) во всей Западной Черкесии. Помимо этого он умел петь в два голоса. И на замечания о том, что в его преклонных годах не пристало принимать участие в плясках, Казбек неизменно отвечал, что не откажется от танца.

Слава о Казбеке Шеретлоко неслась впеереди него. Еще при жизни о нем сложили песню, что редко бывает в среде черкесов.Песнотворец Слепой Осман сложил героическую песню о Тугужуко Кизбече еще при жизни героя, в знак особого почтения и признания заслуг. В ней такие слова:

"Полная луна - навершие его шлема,
Его тетива никогда не срывается.
Кизбеч на мечах биться любит,
Пикой могучей врагов повергает,
Войско огромное его устрашить не может.
Муж, к подвигам всегда готовый.
Раненых с поля боя выносит.
Среди мужчин - он лев.
Пленных выкупает,
Двое его сыновей орлам подобны,
Князья адыгской земли мечтают увидить его,
Слава о нем до русского царя доходит,
Египетский царь ему приветствие шлет... "

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031