Жизнь / История / 21 январь 2020

Римский историк Аммиан Марцеллин об аланах.

Римский историк Аммиан Марцеллин об аланах.

Аммиан Марцеллин (по латински Ammianus Marcellinus; около 330, Антиохия, Римская империя — после 395, вероятно, Рим) — древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния»(Res gestae), написал по-латыни. Это произведение также известно под названием «История» или «Римская история».

В его историческом произведении помимо прочего содержатся сведения о народе, точнее о конгломерате народов, известном под общим именем аланы.

Вот, что Аммиан Марцеллин пишет:

В другой стороне близ поселения амазонок живут аланы, обращенные к востоку и рассеянные между многолюдными и обширными племенами; [их владения приближаются] к азиатским землям и простираются, как я узнал, до самой реки Ганга, пересекающей индийские земли и впадающей в южное море.

Разделенные таким образом по обеим частям света, аланы (нет надобности перечислять теперь их разные племена), живя на далеком расстоянии одни от других, как номады, перекочевывают на огромные пространства: однако с течением времени они приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и одинаковое вооружение. У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. Придя на изобильное травой [место], они располагают в виде круга свои кибитки и питаются по-звериному; истребив весь корм для скота, они снова везут, свои, так сказать, города, расположенные на повозках. На них мужчины соединяются с женщинами, на них рождаются и воспитываются дети; это их постоянные жилища, и, куда бы они ни пришли, то [место] и считают родным очагом. Гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми. Там есть вечнозеленые равнины вперемешку с рощами плодовых деревьев; поэтому, куда бы они ни переселялись, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота; это производит влажная почва и большое количество протекающих там рек. Все, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами; а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком; все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Поэтому-то и персы, по происхождению скифы, очень опытны в военном деле.

Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гунов, только с более мягким и более культурным образом жизни; с целью грабежа или охоты они доезжают до Меотийского болота и Киммерийского Боспора, даже до Армении и Мидии. Как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов; они ничем так не хвастаются, как убиением какого-нибудь человека, и в виде славных трофеев навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов убитых. У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин; они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу, покровителю стран, по которым они кочуют. О будущем они гадают странным образом: собирают прямые ивовые прутья, в определенное время раскладывают их с какими-то тайными наговорами и таким образом ясно узнают, что им предвещается. Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами.

[Римская история. Книга XXXI. Главы 2.13 - 2.20]

Вот меня особо заинтересовали два момента.

Во-первых про кибитки.

Ну который из ныне существующих народов, претендующих на родство с аланами - осетины, карачаевцы / балкарцы или ингуши имеет предания о том, что их предки жили в кибитках?

При всём уважении к ингушам, как - то плохо сочетается их пятитысячелетнее проживание в горах с Марцеллиновскими "бескрайними степями и кибитками".

Зато сразу вспоминается про тюркоязычных карачаевцев / балкарцев. Их предки кочевники-тюрки без сомнения когда-то жили в кибитках.

Во-вторых

С другой стороны Аммиан Марцеллин прямо пишет о родстве алан со скифами и персами: Поэтому-то и персы, по происхождению скифы, очень опытны в военном деле.

Что в свою очередь указывает на осетин, чьё родство с ираноязычными народами вроде никем под сомнение не ставится.

Вот и думай после этого...

Ещё статьи по теме:

Ещё про вайнахов, потомков алан. А также про осетин и половцев.

Идеологи ингушского аланства о Зеленчукской надписи, ясском глоссарии и именах правителей аланов.

Когда осетины ещё были аланами по мнению ингушей.

Осетины, евреи-маздакиты и ягнобцы.

От кого ингуши и чеченцы узнали о том, что они - потомки аланов.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
х