Жизнь / История / 21 январь 2020

Рукопись Аздина Вазара - чеченская "Велесова книга".

Рукопись Аздина Вазара - чеченская "Велесова книга".

"Велесова книга" - в том смысле, что все про неё слышали (в Чечне), но никто оригинала в глаза не видел.

Итак, один из документов, вроде как подтверждающих "аланскость" вайнахов (конкретно чеченцев), был введён в научный оборот чеченским (фолк) историком Далханом Абдулазизовичем Хожаевым, "Беноевским" впоследствии известным полевым командиром в двух Чеченских войнах, убитым в 2000 году то ли руснёй, то ли по приказу собрата по верёвке Арби Бараева (того самого, любителя театральных мюзиклов).

Восторженный панегирик безвременно ушедшему, принадлежащий перу Марьям Вахидовой можно почитать здесь.

А теперь сам рассказ об истории обретения и содержании таинственной рукописи, опубликованный в печати Хожаевым в далёком 1991 году, когда (в газетах писали про НЛО, Атлантиду, снежных людей и полтергейст) Далхан Абдулазизович был научным сотрудником Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея:

Связи, налаженные в последнее время с нашими зарубежными соотечественниками, уже дают свои ценные плоды. Настоящей сенсацией для истории Чечено-Ингушетии и всего Северного Кавказа является сообщение о существовании арабоязычной рукописи аланского историка, мусульманского учёного и проповедника Аздина Вазар, сведения о которой вместе с ксерокопией аннотации на арабском и чеченском языках передал в Чечено-Ингушский государственный объединённый музей историк из Иорданского Хашимитского Королевства Абдул-Гани Хасан.

Отец аланского историка Аздина - Вазар был офицером высокого ранга, являясь одним из военачальников монголо-татарского войска. Жил он в столице татар - городе Сарай, однако, предки Аздина вышли из аланского племени нохчий (чеченцы). Аздин Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) Терека и его узкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечен. Кстати, по предварительной информации, полученной от Абдул-Гани, средневековый автор не отделяет чеченцев от алан, считая их одним народом.

Начальное образование Аздин Вазар получил в городе Сарай. Родился он во времена, когда хромой Тимур (Акхсакх Темар) прошёлся жестокой войной по Кавказу, то есть в 1395 году, а умер Аздин Вазар в 1460 году, прожив 65 лет. Для продолжения учёбы он выехал в мусульманские страны Египет, Иран, Турцию. Аздин Вазар попытался проповедовать ислам среди вайнахов, но это ему не удалось, потому что в то время горные аланы (вайнахи) исповедовали две религии: одна часть - христианскую, а вторая - языческую религию («магос цIера дин»). Хотя Аздину Вазар не удалось распространить мусульманство, однако, он сумел немного распространить свои знания, учение. Этот документ говорит о том, что священники из Нашхи и горной Акии больше других сохраняли христианскую веру.

В  своей книге Аздин Вазар упоминает племена и общества:

1. Адой,

2. Аздой,

3. Шейшой,

4. КIайнажой,

5. ДIайхой,

6. Хой,

7. Сакхой,

8. Садой,

9. Ваной,

10. Малхой,

11. Нашой,

12. Асой-Асхой,

13. Аной,

14. ГIойтIой,

15. Артой,

16. Мартой,

17. ЦIерасаккхой,

18. Меда-Адой,

19. Назрой,

20. Бартой-Бартлой,

21. Арваной,

22. Ширваной,

23. КхеладIай

24. Iадой,

25. Iедой,

26. ГIундукъой,

27. Ташхой,

28. Сартой,

29. Гелой,

30. Сийлой,

31. Суберой,

32. Гардой,

33. МазигIутой,

34. Вандлой,

35. Кештой,

36. Албаздукъой,

37. Аршой,

38. Сиброй,

39. Нашхо,

40. Нахаш,

41. Ахшой,

42. Вахш,

43. Тханах,

44. Байнах,

45. Мартнах,

46. Нартнах,

47. Авхаш,

48. Ножашийн.

Большая часть этих топонимов и названий до сих пор существует на равнине и в горах Чечено-Ингушетии. По-видимому, предположение лингвиста, кандидата филологических наук Я. Вагапова о том, что готский историк VI века н.э. Иордан (происходивший из алан) был представителем народа, разговаривавшего на языке, близком современному чеченскому и ингушскому, не так уж и беспочвенно. Арабоязычный источник средневекового аланского учёного, путешественника и миссионера из чеченцев Аздина Вазар ещё предстоит исследовать учёным - историкам и лингвистам.

[Газета "Республика" от 14 февраля 1991 года].

Всё бы хорошо и очень даже правдоподобно, особенно про преданность христианству жителей Нахше и Керестан-Акки (сейчас от чеченцев нередко услышишь, что их предки стали мусульманами чуть ли не в 8 веке):

Правдоподобно, за исключением... упоминания острова Чечен, бо существуют сильные сомнения в том, что оный остров получил название от экзонима "чеченцы", а не от употребимого у казаков слова "чечень" - приспособление для ловли рыбы. Да и записывание готского историка Иордана в вайнахоязычные как-то напрягает...

НО! Самое интересное. Все источники (и письменные и электронные), в которых упоминается этот, без сомнения, сенсационный исторический документ, ссылаются в конечном счёте на статью Хожаева в газете "Республика". Начиная с книги 1995 года Дени Баксана "След Сатаны на тайных тропах истории", где он дословно пересказывает текст Хожаева, с той лишь разницей, что прибавляет к ФИО иорданского историка прозвище аль-Шишани (ну вы поняли..).

До сих пор "граду и миру" не было представлено оригинала оной рукописи. Да и сам Хожаев писал, что историк из Иордании привёз в Грозный не оригинал документа и даже не фотокопию, а "сведения и аннотацию на арабском языке".

Посему сомнения в достоверности рукописи Аздина терзают даже такого маститого алано-вайнаха как неоднократно упоминавшийся мною Руслан Нальгиев (ака "Кекро Аланский"):

В общем и целом надо сказать, так как у чеченцев "аланство" не получило особой популярности (несмотря на старания Дени Баксана), то и данный документ не особо обсуждается. А ингуши по понятным причинам (они застолбили "аланство" исключительно для себя любимых) объявляют оный "фантазиями чеченских псевдо-историков", потому как предполагемый златоордынский историк упоминает только нохчей-аланов и не знает никаких гIалга-аланов.

Ещё статьи по теме:

Государство Симсим на территории современной Чечни.

Князья Черкасские тоже были чеченцами.

Осетины, евреи-маздакиты и ягнобцы.

Первое упоминание самоназвания чеченцев - нахче в исторических документах.

Рюрик был чеченцем.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
х