Ошеломивший современников автопортрет с другом художника из "Бубнового валета"
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про Илью Машкова и Петра Кончаловского и объединение "Бубновый валет", в которое они оба входили. Эта художественная группа получило свое странное название благодаря одноименной выставке, состоявшейся в 1910-11 годах в Москве.
Выставка прошла под знаменем большого скандала, так как представленные на ней работы выглядели непривычно для русского зрителя, привыкшего к строгой достоверности реалистического искусства. Особое возмущение неискушенных посетителей вызвала картина Илья Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского".
Зрелище сидящих рядом полуобнаженных мужчин нехилой физической кондиции, бесхитростно демонстрирующих разносторонность своих интересов, кое-кого доводило буквально до исступления. Особенно падали в обморок блюстители нравственности и те, кто умеет ловко обижаться по всякому поводу и без. Таких особ во все времена хватает.
Художники "Бубнового валета" в смысле художественной манеры продолжали идеи Поля Сезанна. Это был отход от строгого реализма в сторону большей обобщенности и формализации. То есть, проще говоря, если они изображали яблоко, то было понятно, что это яблоко, но изображение напоминало яркий детский рисунок, без детальных подробностей предмета. Но узнаваемо в целом.
Автопортрет Машкова с другом и соратником Кончаловским - один из самых замечательных и остроумных примеров парного портрета в мировом искусстве. Вглядитесь в картину. Каждая деталь имеет смысл и раскрывает образ и характер изображенных мужчин. Полотно пронизано здоровым юмором, тонкой иронией.
Машков показывает себя и друга как воплощение идеала мужчины, который должен быть всесторонне развит. Бросается в глаза отменная физическая форма изображенных, оба сидят в спортивных плавках и борцовской обуви. Рядом - гири. Однако друзья полны не только физической, но и духовной красоты.
Стоит открытое пианино. Машков держит скрипку, Кончаловский - ноты. На полке - книги, в том числе "Искусство" и "Сезанн". Тонкие натуры, в общем. Радости жизни дополняет накрытый стол. Поесть и выпить друзья тоже были не прочь. К этим радостям органично вписались бы женщины, однако их нет! Но они были. Видите возле друзей овальные картины с кувшинами? Поначалу это были портреты жен обоих художников, но дамы не захотели фигурировать в картине, и Машков ловко переделал их в вазы с фруктами.
От картины веет здоровьем, молодой энергией, юмором. Очень веселая картина.
Объединение "Бубновый валет" существовало до декабря 1917 года.
Машков и Кончаловский после революции остались в России. Период увлечения Сезанном проходил. Творчество обоих художников в первые годы Советской власти еще сохраняло черты модернистского искусства, но по мере того, как утверждался так называемый соцреализм, оба немного изменили свою манеру письма, сделав ее более реалистической.
Но даже в официальных работах на советскую тему оба сохранили свой индивидуальный стиль.
Почитайте еще на моем канале:
Что общего между Остапом Бендером и одесским следователем угрозыска
Женщина-математик, которая была возлюбленной и музой Вольтера
На канале мужа:
Забавный случай, произошедший в Африке, конкретно в Уганде
Источник