Россия / Дагестан / 26 январь 2020

Ловушка дагестанских образов

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему то или иное в нашей жизни считается правильным или плохим? Какими критериями оценивать проделанную кем-то работу? По какой причине тот или иной человек считается великим?

Очень часто люди оценивают политиков, государство, общественных деятелей и других лиц с позиции того, как им их преподносят, а не с точки зрения того, как их нужно оценивать, иной крайностью является некомпетентный взгляд и невежественные суждения. В своё время альтернативное мнение певца Юрия Лозы о Гагарине внесло немалый переполох, а правдивая передача с участием этого композитора на одной из радиостанций наверняка полностью поменяла взгляды на современную музыку у немалого количества людей. Можно ещё вспомнить скандальную историю с карикатуристом Бильжо, рискнувшим вопреки общественному мнению сказать, что Космодемьянская на самом деле поджигала дома мирных советских граждан на оккупированной территории. К чему я привёл эти случаи? Да к тому, что общество нередко вопреки истине воспринимает и хранит информацию в той подаче, которая неоднократно искажена и преследует идеологические цели.

Теперь ближе к местной реальности. В широком аспекте хочется сказать о «гороцентризме», активно внедрявшегося в общественное сознание, когда с середины прошлого века публицистика, литература, кино, политика и экономика стали особенно сильно вращаться вокруг гор, которые, вообще-то занимают менее половины территории дагестанской республики. Тем более удивительно это с учётом того, что практически все города прошлого и современности в РД с их политикой и экономикой также располагались на равнине, а в основу культурного строительства республики ложились мотивы равнинных тюркских народов, особенно кумыкских и азербайджанских тюрков, да и их силами в основном – Бийболатов, Мурадовы, Ибрагимовы, Ибадуллаевы… Тем не менее, снимавшиеся тогда, к примеру, русскоязычные фильмы как инструменты широкого тиражирования местных образов внутри ДАССР и вовне были посвящены горским сюжетам или горцам в городах. Такая информационная и идеологическая политика проводилась руководством РД и до последнего времени. Пример из множества проявлений в области культуры. - Как известно, в основу хореографического искусства Республики, что не очень охотно сейчас признают, были положены танцы кумыкских тюрков, в горах танцевальная культура была гораздо проще, менее возвышенная, гендерные роли в парном танце зачастую были явно не различимы. Как же нелепо на этом фоне смотрелась очередная подделка от РГВК! Народная артистка под старые кадры кумыкского танца исполнителей (в чепкенах и кабалаях) увлекательно рассказывает не о тюркском и даже не о дагестанском, а о «горском» танцевальном этикете (!). Вот так, с лёгкой руки неизвестного цензора танцевальный рисунок и этикет, присущие кумыкам, вдруг обезличенно назвали горскими. Этот случай не о том, что одни народы тянутся к высокой культуре (что абсолютно нормально и не зазорно, а скорее наоборот), проблема в государственном воровстве на уровне республики. Спортивный пример. - Неужели все и вправду думают, что первым трёхкратным и самым титулованным олимпиоником из РД был Бувайсар Сайтиев? Ну а как же первый местный олимпийский чемпион и призёр, да к тому же трёхкратный «золотой» и по разу «серебряный» и «бронзовый» булгарин Владимир Назлымов с его четырьмя участиями в Олимпийских играх, ставший прославленным во вполне себе боевом виде спорта – фехтовании? Татары не коренной народ? Вообще-то татары построили одну из первых мечетей в столице РД и занимались религиозным просвещением людей, потомки которых сейчас считают татар слабыми мусульманами.

Теперь в узком аспекте. В прошлом столетии, желая ослабить влияние одних народов и в то же время не сильно усилить других, советская Москва сделала ставку на тавлинцев. Для обоснования такого доминирования и преподнесения его как естественного (что не было очевидно из реальной жизни) были нужны личности. Естественно, прямое указание на национальное превосходство той или иной группы вызвало бы ответную болезненную реакцию у остальных этносов, поэтому в целом в обществе выдерживалась дагестанская риторика, однако самые известные дагестанцы, по замыслу центра, должны были быть одной национальности. Это очень тонкая игра – много кто поверит в дагестанское единство, а значит, воспримет и успешных дагестанцев. Невидимая рука в нужный момент выставляет в качестве таковых представителей преимущественно одной национальности, после чего заимевшие привычку интересоваться этнической принадлежностью кавказцы сами должны прийти к выводу, что дагестанская общность есть, ну а самыми лучшими оказываются те, кто более успешен; значит, последние имеют моральное право доминировать. Почему в ранг национального и объединяющего героя в республике возведён по сути только имам Шамиль, а не возведены, например, Солтан-Махмуд Тарковский, Солтан-Махмут Отемышский, Ахмед-Хан Мехтулинский? Почему памятники и почести на государственном уровне отдаются Даниялову, а о роли Коркмасова – автора первого основного закона и вообще государственного строителя РД, создателя социально-экономической системы Республики, на которой она жила более полувека, в день Конституции Республики обычно не вспоминают? Чем хуже были, например, литераторы Анвар Аджиев и Аткай Аджаматов в сравнении с Расулом Гамзатовым? Почему выдающемуся спортсмену Али Алиеву (не бравшему, кстати, медалей на ОИ) за деньги бюджета поставлены четыре памятника, три из них в течение семи лет, ежегодно проводится масштабный турнир его имени, а в честь прославившего Кавказ на весь мир десятилетиями ранее борца Ал-Клыча Хасаева от Минспорта нет ни турнира, ни памятника? Ещё один пример – процедуры с олимпийским огнём в 2014 году. Обычно запоминаются первый и последний участник мероприятия. Я понимаю, почему первым бежал Загалав Абдулбекович, но не могу понять, почему последним оказался Хаджимурад Магомедов – он, без сомнения, тоже был классным спортсменом, однако и после него у республики было немало олимпиоников разных национальностей, например, лакец Ширвани Мурадов и Наталья Воробьёва с корнями из Курахского района. После этого мероприятия было уже отдельное дагестанское зажигание огня, где в факел в руки Рамазана Абдулатипова передал его соплеменник Гайдарбек Гайдарбеков – чемпион Олимпиады аж 2000 года. Почему на матче «Анжи» в честь первоклассного спортсмена Абдуларшида Садулаева звучит гимн Республики на горнохунзахском языке? Или звукорежиссёр перепутал матч Премьер-лиги российского чемпионата с банкетом в честь олимпийского «золота» соплеменника? Может, Садулаев представлял на Олимпиаде только свой район? Причём здесь тогда интернациональная публика на стадионе и республиканский гимн на хунзаском? В крайнем случае, можно было публично подарить Абдуларшиду национальную песню, не устраивая шабаш с переиначенным гимном РД и не подставляя хорошего парня. Вы задумывались над тем, почему всё выглядит именно так?

Что в итоге? Получавший и получающий через государственные русскоязычные газеты, журналы, радио, телевидение и мероприятия, а теперь и через глобальную сеть информацию читатель, особенно нетюркской национальности, видит перед собой якобы одинаковых по историческому пути дагестанцев, прошлое и менталитет которых прочно связаны с горами, а самыми многочисленными и успешными должны быть представители одного народа. Однако основная история развития региона почти всегда была связана с тюрками и их правителями, а за доминированием представителей «самого многочисленного» народа довольно часто стоят либо заслуги несуществующие, либо избирательно выбранные среди заслуг такого же уровня у представителей разных национальностей, либо обеспеченные из центра ресурсами (последнее продолжалось минимум до конца ельцинского правления). Всё это и есть ловушка – искусное возвеличивание одних и замалчивание других заставляют часть людей верить, что всё в регионе начиналось и заканчивалось горами (как курьёзно бы это не звучало), а среди самих горцев есть те, кто явно лучше (хотя могут ли быть наиболее критикуемые лучшими?). Попадают в эту смысловую ловушку как горцы, так нередко и выросшие в городе тюрки.

Ввиду озвученного выше предлагаю воспринимать поступающую нам информацию не такой, какой её преподносят, а какой она должна быть. Перестанем, наконец, жить в этой матрице - детище советских отделов пропаганды.

Аджиев Озден

Ловушка дагестанских образов

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031