Россия / Дагестан / 26 январь 2020

КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ

В шаухальстве Тарковском установились более развитые, чем в любой другой части Северо-Восточного Кавказа, феодальные отношения. Здесь класс феодалов распадался на шесть групп: шаухалы, беки, чанки, мурзы, сала-уздени и высшее духовенство.

КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ


Среди класса феодалов заметное место занимали сала-уздени (у засулакских кумуков) или уллу-уздени в южной части Тарковского шаухальства. В русских источниках они именуются первостепенными узденями. По утверждению дореволюционных авторов, сословие сала-узденей состояло из первых поселенцев Кумукской плоскости, владевших поместьями до прихода князей. Эта группа сала-узденей сначала жила в Гельбахе, а потом переселилась в Эндирей. М. Б. Лобанов-Ростовский писал, что сала-уздени Кумукской плоскости составляли «особый класс, первый в народе после князей, вероятно, по месту их первоначального поселения на речке Сала-су, ставший известным под именем сала-узденей. Народ имел к ним большое доверие и они всячески старались поддержать его заступничество за угнетенных». Это были потомки феодальных фамилий, появившихся еще до установления власти князей (биев). Они имели силу отстоять свою самостоятельность и держаться на вершине феодальной лестницы. Вступив в вассальные отношения к князьям, они поддерживали и укрепляли этим свое положение. А. Белобородов называл их «независимыми дворянами», «древними хозяевами земли», «свободными владельцами». По свидетельству князя Хамзаева, сала-уздени были дворянами, близко стоявшими к князьям, от которых многие из них получили земли.
«Потомки Султан-Мута осыпали их (сала-узденей – М.-П. А.) разными благодеяниями, дарили им земли, невольников, оружие и проч.» и за это «обязаны были верою и правдою служить князьям в качестве узденей, не щадя в случае нужды и жизни своей», – писал Д.-М. Шихалиев. В отношении к князю они обязаны были соблюдать все наружные знаки уважения, наравне с прочими узденями, но князья, в свою очередь, поступали с ними ласково и всячески старались привязать их к себе. Эти два сословия, никогда не вступавшие в родственные связи, недозволяемые законом Кумыкским, при неравенстве состояний, сближались узами, которые у кабардинцев и у кумыков почитаются едва ли не сильнее самого кровного родства: князья отдавали сыновей своих с раннего детства в дом почетного сала-узденя на воспитание; возросши в семье своего наставника, молодой князь на всю свою жизнь сохранял непоколебимую привязанность к семье своего воспитателя.
Аталык т. е. воспитатель, пользовался всегдашним уважением воспитанника, и в случае, когда он делался сиротой, имел участие в управлении его имением и присмотре за его хозяйством. Дети аталыков (эмчеки), товарищи молодого князя, почитались последним наравне с родными братьями. Земельное право сала-узденей было основано на вассалитете. «Отношения сала-узденей к князю, - писал М. Ковалевский, - напоминали те, в каких к своему сюзерену стояли средневековые вассалы. Князь одаряет их населенными имениями и взамен требует от них постоянного присутствия при его особе, сопровождая его во всех путешествиях и походах». «Следовать за князем в набеге, на войну, прислуживать ему дома…, - вот в чем состояла вся служба узденя»,- писал М. Б. Лобанов-Ростовский. До гроба приверженные своим князьям, они безропотно исполняли все их поручения. Сала-уздени обязаны были участвовать в «междоусобных драках, проливая кровь» за князей «в случае убийства князя мстить за кровь его на семьи убийцы, если он был равен им, если же он был князь, то на его узденях». «За обиду узденю, сделанную посторонним князем, князь, владелец узденя, должен был мстить как за свою собственную. Уздени были дядьками молодых князей, и звание это составляло верх почести для старого узденя. Князь не имел права наказывать их, но мог отдалить от себя, отобрать подарки и уступленную ему землю; но если бы князь потом помирился с узденем, то, кроме возвращения всего отобранного, должен был подарить ему или лошадь, или оружие. Уздени имели право свободного перехода от одного князя к другому, но это случалось очень редко, так как навлекало нарекание на обоих»,- писал Н. Дубровин.
Звание сала-узденя было наследственным, а не пожалованным; князья не могли ни давать, ни лишать этого достоинства. «Все они (сала-уздени - М.-П.А.) имеют собственные земли, чагаров и холопов,- писал Ф. Леонтович. - Если бы какая-нибудь из фамилий первостепенных узденей не имела земли, то общество обыкновенно отводит оной участок. Первостепенный уздень никогда не занимается полевыми работами; в звании его это считается предосудительным. Если первостепенный уздень, по бедности и дурному поведению, потеряет всякое уважение в народе и, дабы поддержать свое состояние, будет вынужден зарабатывать себе хлеб, то он исключается из своего сословия и поступает в разряд второстепенных узденей». Сала-уздени владели поземельной собственностью и, как землевладельцы, пользовались одинаковыми правами с князьями и чанками. Поэтому сала-уздени были свободны от всяких повинностей, что считалось между народом самым главным преимуществом. Из первостепенных узденей избирались народные судьи в мехкеме, поэтому все дела общественные, разбор дел кровных, спорных и тяжебных были в руках этого сословия. Сала-уздени вместе с князьями участвовали в защите сторон и в предводительствовании в военных походах.
С. Юшков отмечал: «Кроме обязанностей по вассалитету - участие в свите и в ополчении биев и ханов, они не несли никаких повинностей; не платили и феодальную ренту. Дети сала-узденей от чагаров и рабынь назывались тувмами и не имели права на равную часть в наследстве недвижимым имуществом с законными детьми». В основном, браки сала-уздени заключали в кругу своего сословия. Примечательно, что браки с биями и чанками считались предосудительными. Брать же в жены дочерей из низших сословий считалось унизительным. Если же сам уздень выдавал дочь за лицо низшего происхождения, то такой поступок подвергался осуждению со стороны привилегированного сословия. И хотя дети от такого брака причислялись к сословию сала-узденей, но в этой среде долго сохранялась память об их недостойном происхождении.
Говоря о сала-узденях Эндирея Казбековых и Аксая - Азнауровых, Д.-М. Шихалиев писал, что они «причислены к сословию «Сала» не по происхождению, а по землям», которые они получили от князей. Далее Шихалиев свидетельствует, что уздени других фамилий, которые назывались общим именем уллу-уздень (старший уздень - М.-П. А.), владеют землями с канавами, или без канав, кутанами, горами, или являлись аталыками княжескими, или отмеченными какими-нибудь особенными почестями. По сведениям того же Шихалиева, сала-уздени занимали отдельные кварталы в центрах присулакских княжеств. Так, в Эндирее был квартал Сала-аул, земли которого принадлежали Кандауровым и Паштовым; в Аксае был квартал Каджар-аул сала-узденей Тавлуевых; Загь-аул был сала-узденей Азнауровых; в Костеке Ханакай-аул был кварталом сала-узденей Токаевых. Это была служилая феодальная знать, владевшая населенными и ненаселенными землями, получавшая с жителей поземельные доходы и повинности и пользовавшаяся по отношению к поселенным в состоявшем в их управлении районе членам свободных и зависимых сословий почти теми же правами, как и беки в отношении районов, подчинявшихся им непосредственно. Правовое и имущественное положение сала-узденей в значительной мере зависело от того владетеля, вассалами которого они были. В более привилегированном положении были нукеры тарковского шаухала и старших засулакских князей. Сала-уздени, хотя нередко и занимали высокое имущественное положение, все же не могли переходить и не переходили в сословие биев (беков). Сала-уздени составляли среднюю феодальную прослойку кумыкского общества.
Абдусаламов М.-П. Б., кандидат исторических наук

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031