Протоиерей Александр Новопашин: «Сила России – в содружестве наций и традиционных религий»
– Дружба между народами – вопрос сложный, неоднозначный. История знает немало примеров, когда люди двух национальностей жили в мире и согласии, им и в голову никогда не приходило конфликтовать, а потом вдруг пробегает между ними искра, и возгорается такое пламя ненависти, которое сжигает все прежние добрые взаимоотношения.
– В чём же причина?
– Часто причина в тех людях, которые пользуются каким-то случаем, чтобы вывести народы из равновесия, или искусственно создают такие ситуации, из которых потом можно было бы ради собственной выгоды раздуть «хорошую» войну.
– Кому война, а кому мать родна… Но воду мутят на пруду, как я понимаю, единицы?
– Не единицы, конечно, а, скажем так, группа хорошо обученных этому людей. А народ в состоянии сильного возбуждения, раздражения достаточно легко управляем, этим и пользуются. Но должен сказать, что дружба между народами существует, и если не дружба, то симпатия точно. И очень сильно сплачивают общие интересы. Чем масштабнее интересы, тем крепче дружеские узы. Но дружбу нужно уметь хранить, и не только хранить, но и защищать от тех, кто пытается её разрушить.
– Празднуемый в стране с 2005 года День народного единства, по-видимому, служит напоминанием всем народам: давайте жить дружно, в этом залог успеха. В то же время День народного единства многие воспринимают как день единения именно русского народа – не зря везде подчёркивают, что это церковно-государственный праздник, который, конечно же, неслучайно совпадает с Днём празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагается, что русские – значит, православные. То есть и здесь имеется разделение.
– Необходимо вновь вспомнить нашу историю. 1612 год – тяжёлое для страны время. Его называют Смутным, или просто Смутой. В Москве укрепился польский гарнизон. По благословению Святейшего Патриарха Ермогена, томившегося в заключении, нижегородское ополчение под предводительством князя Димитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина изгнало поляков из Москвы. В ополчении были не только русские, но и представители других народов, входивших в состав державы. Это были люди разных национальностей, разного вероисповедания. Народное российское ополчение выступило со списком Казанской иконы Божией Матери, люди шли не просто освобождать Москву, они шли создать условия, при которых стало бы возможным преодолеть Смуту, наладить жизнь страны. Для этого все народы объединились под хоругвями Православной Церкви.
– Понятно. Это не праздник русских. Это праздник народов России.
– День народного единства ещё называют Днём единения России. Святейший Патриарх Алексий II подчёркивал, что «это наш общий праздник, и тех, кто его отмечает, нельзя разделять по национальной (добавлю от себя: и религиозной!) принадлежности. Его должны праздновать и русские, и татары, и все остальные». Вот и Муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди в своём поздравлении россиян с Днём народного единства призвал всех к пониманию, что «Россия – наш общий дом, который мы все вместе, сообща всегда защищали, строя российскую государственность».
– Но праздновать-то его начали относительно недавно.
– День освобождения Москвы – 22 октября по старому стилю или 4 ноября по-новому – очень скоро вошёл в церковный календарь как праздник Казанской иконы Божией Матери. Как общероссийский праздник он начал отмечаться с середины XVII века. Можно сказать, что в 2005 году этот праздник был не учреждён, а возрождён.
– В стране очень много делается для достижения межэтнического согласия. День народного единства – это ещё и некий символический столп, возвещающий о необходимости всеобщего единения. Столп столпом, но ведь ещё и работать надо.
– В Новосибирске, по примеру Межрелигиозного совета России, создан и успешно работает местный Межрелигиозный совет. Членами совета являются глава Новосибирской митрополии, глава мусульман Новосибирской области, главный раввин города и области, председатель буддийской общины Новосибирска. Кроме того, в работе совета принимает участие постоянный представитель Армянской Апостольской Церкви в Новосибирске. Этот совет – очень хороший пример эффективного взаимодействия религиозных организаций традиционных религий России в городе. В России православные, мусульмане, иудеи всегда жили бок о бок, уважали друг друга, практически никогда не вступали в конфликты. Россия не знает религиозных войн, в отличие от Западной Европы. Мы должны всячески оберегать эту традицию мирного сосуществования, взаимного уважения и следить за тем, чтобы радикальные взгляды не проникали в нашу среду.
– Давайте поговорим о взаимоотношениях между русским народом и народами, проживающими на территории России, в частности в Сибири, и исповедующими Ислам – татарами, башкирами, ингушами, дагестанцами, чеченцами и представителями других национальностей.
– Сибирь – многонациональный регион, в котором представлены все четыре традиционные для нашей страны конфессии – Православие, Ислам, Иудаизм и Буддизм. Самой многочисленной из них является Православие, но немалая часть населения исповедует традиционный Ислам. Но хочу сразу предупредить ваш следующий вопрос: с Исламом у нас связано много всевозможных мифов, которые старательно разжигаются с целью дестабилизировать обстановку.
– Теми самыми хорошо обученными людьми, о которых вы говорили вначале? А что там может быть мифического? Например, утверждается, что Ислам всегда радикален, в этом его суть. Разве не так?
– Не так. Я хорошо знаком с Галиной Амировной Хизриевой, магистром теологии, научным сотрудником лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета, мусульманкой. Однажды при мне ей задали подобный вопрос. Она ответила, что Ислам не может быть радикален, но может быть радикальна мусульманская среда. А радикальные мысли всегда противоречат Исламу. Но они, к сожалению, находят отклик, потому что призыв к деструктивной деятельности вызывает негативную мобилизацию, которая, если ей умело управлять, работает эффективно. Поэтому межнациональное и межконфессиональное единство – это не просто слова, а один из способов противостоять нынешней мировой угрозе – терроризму.
Выдающийся исламский богослов, доктор философии Саид Рамадан аль-Бути, убитый ваххабитами в Сирии в 2013 году, неоднократно подчёркивал, что Ислам осуждает радикальных мусульман, которые понимают Ислам в искажённом виде, как это удобно врагам Ислама, подводят религиозные нормы под своё настроение и потребности, игнорируют предписания и повеления Аллаха в разрешении конкретной проблемы. Таким образом, они приносят Исламу только вред и действуют в интересах его врагов.
– Отец Александр, когда я говорил о русских, я имел в виду прежде всего национальность. Но если говорить о русских как о православных христианах, если посмотреть на проблему в религиозном ключе, то какие противоречия здесь могут возникнуть?
– Проще говоря, как мусульмане относятся к православным христианам, а православные христиане – к мусульманам?
– Да!
– У нас по-человечески добрые взаимоотношения. А с точки зрения религии… Наши учения требуют от нас веротерпимости. Аль-Бути говорил, что Коран предостерегает мусульман от любого плохого отношения, оскорбления или вражды по отношению к другим религиям. По его словам, Иудаизм, Христианство и Ислам проповедуют высокие нравственные и духовные ценности. Вот то главное, что может привести к взаимопониманию и поможет установлению в мире правопорядка.
А теперь приведу слова нашего православного святого, святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского, который писал: «На обвинения, что Христианство якобы требует вражды к людям иной веры, иной национальности, может быть, даже излишне возражать. Никакой религиозной и националистической ненависти и презрения к человеку другого верования и другой нации в Христианстве нет. По словам апостола (апостола Петра – прим.), Богу приятен всякий поступающий по правде, в каком бы народе он ни жил».
Мы должны уважать представителей всех религий, что, собственно говоря, православные всегда и делали. Разве был когда-нибудь случай, чтобы действительно православный человек осквернил святыню другой религии? Нет таких случаев. Святыни оскверняют люди, одинаково ненавидящие любую религию. Только человек лишённый религиозного сознания, страха Божьего, может обидеть других людей в такой чувствительной сфере, как религиозная.
– Кто же тогда эти радикалы, называющие себя мусульманами и убивающие и мусульман, и христиан?
– Это представители экстремистских группировок, организаций, лидеры которых прикрывают свои преступные намерения и проводимые ими террористические акции религиозной терминологией. Как это делает тоталитарная секта, скрывающая своё истинное лицо под различными масками: психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими, политико-религиозными и иными. В этом смысле запрещённое в нашей стране ИГИЛ, с точки зрения сектоведов, никакое не государство, а тоталитарная деструктивная организация, разве что только изрядно расширившая свою сферу влияния.
– А ваххабизм?
– Ваххабизм – это национальная государственная идеология Саудовской Аравии. Помню, Галина Амировна Хизриева говорила, что к миру Ислама ваххабизм имеет такое же отношение, как коммунизм – к России, и что, конечно, при большом желании можно было бы свести коммунизм к России, но это было бы неправильно. Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Муфтий Камиль Самигуллин называет идеологию ваххабизма человеконенавистнической. Не так давно он заявил о необходимости законодательного запрета ваххабизма и признания его экстремистской идеологией. Инициатива Муфтия Татарстана была поддержана Межрелигиозным советом России, что нашло отражение в резолюции совета, в которой предлагалось обратиться к органам государственной власти с предложением признать ваххабизм экстремистской идеологией, а ваххабитские организации – экстремистскими организациями.
Предложение Муфтия РТ Камиля Самигуллина нашло поддержку у дагестанцев. Заместитель Муфтия Дагестана Ахмад Кахаев называет ваххабизм идеологией, порождающей смуту и терроризм. Он говорит, что эта идеология разрушает духовность и внедряет в сознание общества чуждые ему идеи, ценности, калечит людей, поэтому признание её экстремистской внесёт вклад в обеспечение духовной безопасности государства.
– А что по этому поводу думает ведущий российский исламовед профессор Роман Силантьев, с которым, насколько я знаю, вас связывают дружеские отношения?
– Роман Анатольевич считает предложение Муфтия Татарстана и его поддержку Межрелигиозным советом России своевременными и очень верными. Он говорит, что если раньше по поводу ваххабизма было отдельное мнение у православных, отдельное мнение у разных мусульманских организаций, входящих в состав совета, то теперь наконец-то все они пришли к единому мнению о необходимости признания ваххабизма экстремистской идеологией.
– Чего же они, ваххабиты, всё-таки хотят? Насадить во всём мире ваххабизм?
– Верховный муфтий Дагестана Ахмад Магомедович Абдулаев дал исчерпывающий ответ на этот вопрос: главной целью ваххабизма, сказал он, является захват власти, и для достижения этой цели используются любые методы. И он же говорил: «Если Ислам – это милосердие, мир, спокойствие, уважение и благородство, то всё противоположное этому и есть ваххабизм».
– Очень часто в российских средствах массовой информации сообщается о случаях задержания представителей тех или иных экстремистских группировок. Вот на Урале, к примеру…
– Да, это одна из горячих точек. Это вызывает особую тревогу. Глава Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин утверждает, что в течение последних лет здесь активно насаждается ваххабизм. Он говорит, что ваххабизм в своё время был искусственно создан Англией, которая имела в мусульманском мире обширные колониальные владения. И это только подтверждает слова сектоведов, что ваххабизм – это псевдорелигиозное новобразование, секта, которой управляют из-за рубежа.
Но должен сказать, что и профилактика на Урале организована на высоком уровне. В 2016 году в Екатеринбурге проходила крупная научно-практическая конференция «Стоп ИГИЛ! Урал против экстремизма и терроризма». Она была организована Духовным управлением мусульман Свердловской области и Уральским государственным горным университетом при поддержке Антитеррористического центра государств-участников СНГ. Я принимал участие в этом форуме, выступал с докладом.
– Вы ведь до этого уже были в Екатеринбурге, приезжали показать уральцам свой фильм?
– Правильно. Я привозил свой фильм «Рядом с нами», в котором попытался раскрыть проблему вовлечения молодёжи в террористическую деятельность, показать, что терроризм не имеет ничего общего с традиционными религиями, в частности Исламом, что террористические акции проводят деструктивные секты, которые скрывают свои истинные намерения, маскируясь под традиционные религии.
– И какое впечатление произвела ваша работа на уральского зрителя?
– Отзывы были хорошие, люди оставались после просмотра, чтобы обсудить проблему. Председателю Духовного управления мусульман Свердловской области Муфтию Абдуль-Куддусу картина тоже очень понравилась как с художественной, так и с информационно-профилактической стороны, он сказал, что её нужно обязательно всем показывать, чтобы люди, особенно молодёжь, понимали, чем опасны радикальные псевдорелигиозные движения. Он пригласил меня поделиться на конференции своими мыслями на этот счёт, что я и сделал. Наше сотрудничество стало очень продуктивным, и я надеюсь, что оно будет продолжаться и развиваться.
– Это как один из примеров эффективного взаимодействия представителей традиционных в России религий.
– Согласен.
– А какие ещё есть примеры эффективного сотрудничества православных христиан и мусульман?
– Яркий пример – совместные с мусульманами выступления против прошедшей в Новосибирском оперном театре в декабре 2014 года постановки оперы Вагнера «Тангейзер» с изменённым либретто, в результате чего спектакль превратился в кощунственную, провокационную выходку, оскорбляющую чувства верующих. Возмущённые святотатством, свыше десяти тысяч неравнодушных новосибирцев вышли на главную площадь в Новосибирске. И среди них было немало мусульман, которые почитают Иисуса Христа как великого пророка. Они говорили, что в Исламе оскорбление священных писаний, в том числе Евангелия, пророков Моисея, Давида, Соломона, Исаака, а также Иисуса считается смертным грехом.
– По-моему, даже в Госдуме по этому поводу было организовано специальное заседание, в котором приняли участие все лидеры традиционных в стране религиозных организаций.
– Да, участники этого заседания осудили кощунственную постановку «Тангейзер» и, кстати, с удовлетворением восприняли тот факт, что провокаторам в Новосибирске был дан отпор.
Особенно плотно Новосибирская епархия сотрудничает с Духовным управлением мусульман Новосибирской области. В наших совместных мероприятиях, направленных на профилактику экстремизма и терроризма, часто принимает участие имам-хатыб главной соборной мечети города, Муфтий Салим Накипович Шакирзянов.
– Это не может не радовать, не вдохновлять. Но в то же время террористическая угроза в стране, как я понимаю, продолжает сохраняться.
– Сохраняется. Роман Анатольевич Силантьев однажды заявил, что ваххабиты действуют по всей России. К примеру, если раньше они концентрировались в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, то сейчас, когда их стали активно выдавливать с Северного Кавказа, они начали появляться в Санкт-Петербурге, Архангельской, Калужской, Саратовской, Вологодской областях, в Ямало-Ненецком округе, на Дальнем Востоке. В общем, всё верно – по всей России.
У нас тоже неспокойно. Сибирский регион ежегодно принимает большое число трудовых мигрантов из стран Средней Азии, среди которых немало приверженцев радикальных псевдоисламских сект, использующих для достижения своих целей террористические акции. Эти люди ведут активную вербовочную работу. Но благодаря превентивным мерам таких «активистов» у нас быстро выявляют.
– Правда ли, что среди радикалов большую часть составляют молодые люди, и если это так, то с чем это связано?
– Правда. Прежде всего потому, что молодым людям вообще свойственен максимализм, из-за отсутствия достаточного жизненного опыта многие из них излишне самоуверенны, чувствуют, что готовы снести горы, вместе с болотами высушить и моря, и вообще что лучше них никто с глобальными задачами не справится. Суметь направить бурную молодую энергию в нужное русло – вот что в данном случае важно. Если этим не будут заниматься родители, педагоги, спортивные тренеры, то обязательно найдутся люди, которые используют молодой порыв в деструктивных целях.
– А как эту энергию направить в нужное русло?
– Знание – сила. Есть вещи, которые знать просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы не попасть впросак, я уже не говорю в беду. К таким необходимым знаниям в наше время относится религиозная тема. Потому что именно религиозная безграмотность становится причиной, по которой люди попадают в тоталитарные псевдорелигиозные секты – в частности, организации псевдоисламского толка. Об этом предупреждают и православные, и мусульманские деструктологи, сектоведы, религиоведы. Заместитель Муфтия Республики Татарстан Илдар-хазрат Баязитов как-то хорошо сказал: радикализм и экстремизм рождаются в головах молодых людей от невежества и незнания.
Известный в Киргизии теолог Кадыр Маликов говорит о том, что у современных молодых людей нет духовного стержня, отсутствует логическое мышление, они не способны к сравнительному анализу, в силу юношеского максимализма и нигилизма испытывают недоверие к традиционному, истинному Исламу и поэтому относительно легко попадают под влияние деструктивных организаций. Представители радикальных псевдорелигиозных группировок, используя духовную незрелость молодёжи, призывают к «священной справедливости», которая существует только в истинном Исламе и который якобы только они и исповедуют, обещают во всём помочь, в том числе материально. И активная молодёжь, не просто мечтающая о новой жизни, но и желающая своими руками строить эту жизнь, идёт за террористами.
Духовный лидер мусульман Дагестана Муфтий Ахмад-афанди Абдулаев считает основным оружием против терроризма просвещение народа. Он говорит, что когда российское общество увидит лицо истинных мусульман, дружба между россиянами укрепится. Так вот: именно просвещение! В то время как необразованные мусульмане не имеют необходимых знаний, которые позволяли бы им отделить зёрна от плевел. Какой лакомый кусок для радикалов!
– Но это мы говорим о народах, традиционно исповедующих Ислам. Есть же и другая проблема – русские стали видеть в Исламе альтернативу Православию, начали принимать Ислам, однако вместо традиционного Ислама попадают к ваххабитам, которые тут как тут!
– Проблема такая есть. Но её не совсем верно представляют. Некоторым людям свойственна излишняя категоричность, жёсткость в суждениях и поступках, иногда граничащая с жестокостью. В радикальной среде они чувствуют себя комфортно. Поэтому и тянутся к ней, и если эта среда требует от них, к примеру, принять язычество или ваххабизм, они становятся язычниками или ваххабитами. Да, есть русские, которые принимают традиционный Ислам, а есть русские, которые принимают и начинают жить радикальными псевдоисламскими или какими-то иными деструктивными идеями. И здесь опять же поможет если не религиозное образование, то изучение родной культуры, в основе которой всегда лежит религиозный, культовый аспект. Вот почему так важно изучать в школах основы традиционной культуры, чтобы уже с детского возраста знать, откуда что идёт. Эти знания, помимо миссионерского значения, приобщают человека к культурным традициям и защищают его от ошибок, учат разбираться, где добро, а где зло, формируют в нём духовный иммунитет. И, наконец, эти знания имеют куда более глобальное значение. Они формируют народ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчёркивает, что религиозный фактор нередко является созидающим и во многом решающим в формировании человеческой общности.
– Однако, насколько мне известно, в русских школах внедрение в учебный процесс культурологического предмета основы православной культуры – это даже не Закон Божий! – встречает сопротивление.
– Этому удивляются даже мусульмане. Муфтий Талгат Таджуддин говорит, что в России подавляющее большинство населения (85%) – православные, и они наверняка хотят изучать свою православную культуру. Вообще, он считает, что представители всех традиционных религий имеют право вводить в школе изучение основ своих культур. Нормальный человек, говорит он, должен знать основы своей религии. И с этим его заявлением невозможно не согласиться.
– Не могу не задать следующий вопрос. Вы много лет занимаетесь спортом, являетесь неоднократным чемпионом области по пауэрлифтингу, участвовали в Кубке мира, завоевали «серебро». Один из ваших проектов – спорт и реабилитация наркозависимых – показал высокую эффективность. После этого вы организовываете новый проект – спорт и миссионерство… И вот здесь стали поговаривать, что якобы вы через спорт пытаетесь обратить мусульман в свою веру.
– (Смеётся.) Нет, конечно! Вы правильно сказали, это миссионерский проект, он имеет религиозную направленность, предполагает заинтересовать спортсменов и болельщиков Православием, раскрыть перед ними красоту христианской веры, призвать их идти за Христом. С этой целью был создан спортивный отдел Новосибирской епархии, который возглавляет мастер спорта России иерей Борис Левитан. Сегодня епархия организует в городе и области спортивные соревнования по разным видам спорта – мы сотрудничаем почти с двадцатью спортивными федерациями области. Большую популярность среди спортсменов приобрели православные турниры, в том числе мастерские, на Кубок святого благоверного князя Александра Невского. В этих турнирах охотно участвуют и представители двух религий – Православия и Ислама. Спортсмены состязаются на спортивных площадках, и в раздевалках у них братские отношения, всё это способствует укреплению веротерпимости. Православные христиане и мусульмане не враги друг другу, мы испокон веков живём вместе, под одним небом, в одной стране – нам делить нечего. И что важно: нас есть общий фундамент, есть общие ценности, которые сегодня отвергаются секулярным миром. Это набор нравственных ценностей, которые проистекают из десяти заповедей Моисея. Это общая нравственная основа для всех верующих людей, принадлежащих к разным религиям. Исходя из этого мы можем опознавать друг в друге единомышленников, что имеет большое значение в дальнейшем соработничестве в самых разных созидательных направлениях.
– Особенно когда речь идёт о борьбе с экстремизмом и терроризмом.
– Совершенно верно. Ведь именно такие по-настоящему дружеские, братские отношения способствуют сплочению многонационального и поликонфессионального российского народа, обеспечивают и укрепляют национальную безопасность Российской Федерации. В этом содружестве – сила России. И эту силу нужно не только беречь, но и преумножать.
Записал Дмитрий Кокоулин