Какой мост для мусульман хотел построить Леонардо да Винчи?
В середине прошлого века в турецких архивах было найдено интересное письмо, датируемое 1502 годом, в котором Леонардо да Винчи предлагает Османскому султану Баязиду II соорудить мост длиной 280 метров, и высотой, позволяющей парусным судам проплывать под ним. Проект был революционным, так как был в 10 раз длиннее других мостов того времени. При такой длине потребовалось бы более десятка арочных опор, применявшихся в то время. Однако да Винчи предложил инновационную идею – его мост сам представлял собой одну-единственную арку.
При этом итальянский инженер отмечал устойчивость сооружения к воздействию природных катаклизмов – ураганов и землетрясений. Для этого на обоих концах моста предусматривалась установка специальных укреплений – стабилизаторов. Сам проект моста был обнаружен задолго до описанной выше находки – в конце XVIII века, среди других работ Леонардо.
И вот группа исследователей из Массачусетского технологического института в США решила выяснить прочность разработки гениального архитектора.
Поскольку ни в чертежах, ни в письме не содержалось указаний на материалы, из которых предлагается строительство моста, учёные были вынуждены проанализировать имевшиеся на тот период инженерные технологии. Вывод был однозначным: учитывая, что единственным подходящим и доступным в то время ресурсом был камень, такой мост мог быть сооружён только из идеально ровно подогнанных друг к другу каменных блоков.
Учёные изучили чертежи моста Леонардо да Винчи и построили его макет в уменьшенном варианте в масштабе 1:500. В оригинальном варианте потребовались бы тысячи строительных блоков. Для уменьшенной копии инженеры при помощи 3D-принтера напечатали 126 блоков.
Результат буквально ошеломил исследователей. Выяснилось, что гений инженерной мысли абсолютно точно всё рассчитал, спроектировав очень устойчивую конструкцию, способную выстоять в сложнейших условиях урагана и землетрясения. Модель продемонстрировала, что такой мост мог держаться под собственной тяжестью и не нуждался в скрепляющем камень веществе. И в наше время такая конструкция была бы одной из самых прочных в мире.
А сегодня на том месте, где предполагалось строительство моста да Винчи, красуется творение уже современной архитектурной мысли – Галатский мост.
Фото: Karly Bast and Michelle Xie / Massachusetts Institute of Technology