Кто строит Духовный центр?
«Идея построить подобный духовный центр возникла лет 10–15 назад, – рассказывает инициатор и организатор стройки Муфтий Дагестана, шейх Ахмада-фанди. – Но, видимо, не время было тогда, как-то не получалось решить этот вопрос».
«Мы строим огромный центр, спонсором которого Всевышний не дал стать какому-то одному богатому человеку. Первые два года мы оставили эти врата открытыми, и каждый, кто хотел, мог взять на себя всю стройку. Но сейчас мы эти врата закрыли. Сегодня каждый, кто приносит деньги на строительство, будет одним из многих, кто это делает. Главным спонсором проекта является дагестанский народ», – отмечает шейх Ахмад-афанди.
И действительно, буквально каждый район и город, мужчины и женщины, предприниматели и госслужащие, военные и гражданские, пожилые и молодые, люди разных национальностей из разных областей России стараются внести свой вклад в строительство Духовного центра.
Люди помогают деньгами и техникой, привозят стройматериалы, сами непосредственно участвуют в строительстве, иногда просто приносят еду из дома для строителей и волонтёров. Каждый хочет оставить свой пусть небольшой, но искрений, идущий от сердца вклад в это замечательное дело.
Эта поистине народная стройка стала причиной начала самого настоящего соперничества в следовании призыву Всевышнего Аллаха: «...Стремитесь же опередить друг друга в благих делах...» (смысл 148 аята суры «аль-Бакара»).
Многие гости, которые посещали место строительства Духовного центра, признавались впоследствии, что не осознавали масштабов задумки и, только увидев собственными глазами и почувствовав на месте невероятную атмосферу грандиозности происходящего, уходили потрясёнными до глубины души.
«Духовный центр, как магнит, притягивает и объединяет, вызывает у гостей особые чувства, как будто вы попали в саму Медину. Здесь сердца людей смягчаются и тают, как снег летом», – признаётся сотрудник центра Султан Османов, который провёл не один десяток экскурсий для гостей.
«Я понимаю, что это будет доминанта нравственности, патриотизма и духовности», – заявила после посещения Духовного центра руководитель аппарата Общественной палаты Тверской области Людмила Иванова.
«Я понимаю, насколько это важно в том мире, который сегодня очень-очень хрупкий. И вот те идеи, которые вы возводите в бетоне и кирпиче, я понимаю; и понимаю, что вы всё это делаете, чтобы это вошло в сердце каждого человека, чтобы человек понял, для чего мы живём на этом свете. Мы все хотим жить в мире, мы все хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование, чтобы мы все были счастливы, понимаем, что богатство, которые выражается в собственности, – это не то богатство, которое нам нужно. Богатство – это то, как мы относимся друг к другу, как мы воспитали своих детей, смогли ли привить им любовь к ближнему, будут ли они относиться к другим так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим. Вот это очень важно», – заметила Людмила Иванова.
«То, что сегодня у нас строится Духовный центр имени Пророка Исы (мир ему), крупнейший на Северном Кавказе, имеет огромное культурное и даже историческое значение», – считает глава Республики Дагестан Владимир Васильев. Действительно, проект Духовного центра привлекает внимание не только своей духовной составляющей, но и технической, и архитектурной.
«Духовный центр – это целый комплекс, в который входят мечеть имени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), детский сад, школа, реабилитационный центр, аспирантура, музей, бесплатная столовая, спортивный комплекс, парковки, подземные переходы, аллеи, фонтаны и т.д. Причём застраиваемая площадь занимает всего 15% от всей территории центра, остальное – это благоустроенное общественное пространство», – объясняет директор Духовного центра имени Пророка Исы (мир ему) Мухаммад Юсупов.
Конечно, основным объектом Духовного центра является мечеть, названная в честь Любимца Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ. Она имеет свои особенные черты и интересные архитектурные решения.
«Технически само здание мечети состоит из девяти сейсмически независимых блоков, рассчитанных на землетрясение магнитудой 9 баллов. По такому же принципу, каждый отдельно, возводятся шесть минаретов», – рассказывает руководитель группы архитекторов Духовного центра Ахмад Магомедов.
«Мы ездили в Ташкент, Самараканд, Бухару, Мекку, Медину, где изучали опыт строительства религиозных культовых сооружений. И сегодня к возведению мечети имени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы подошли с точки зрения комфорта человека, так чтобы это была самая удобная, самая комфортная и практичная мечеть. Это, по моему мнению, – самая очевидная и самая сложная задача», – отмечает архитектор Ахмад Магомедов.
Так, например, в каждом из минаретов предусмотрены лифт и смотровая площадка для желающих насладиться окружающим видом, а в некоторых подземных омовительных – специальные уборные и лифты для людей с ограниченными возможностями.
Изюминкой мечети станет зелёный купол по типу того, который имеется у мечети Пророка ﷺ в Медине, и макет дома Посланника Аллаха ﷺ, собранный по достоверным хадисам, в котором расположится музей исламских реликвий. Ядро дорожной логистики духовного центра – пешеходная зона, по периметру которой равномерно распределены парковочные места, рассчитанные на 5000 автомобилей.
Проектированием общественного пространства Духовного центра занимается архитектор Камиль Цунтаев. В частности, по его задумке разработан и претворяется в жизнь дизайн аллеи протяжённостью в 1300 метров, которая должна соединить мечеть и набережную.
«Я впечатлён размерами того образовательного центра, который планируется построить. Я уверен, что если данный проект будет реализован, то станет исламским образовательным центром для всего мира. Меня поражает то, что в строительстве данного центра фактически принимает участие весь народ Дагестана от мала до велика. Это действительно очень важно и отражает значение данного центра для Дагестана», – заявил посол Республики Индонезия в России Мухаммад Вахид Суприяди после визита в Дагестан и посещения места возведения Духовного центра имени Пророка Исы (мир ему).
Окончание строительства, предварительно запланированное на 2025 год, не означает завершения всего проекта, поскольку он является составной частью другого, намного большего и сложного – духовно-нравственного развития и просвещения общества.
«После завершения строительства Духовного центра мы уделим первостепенное внимание ещё одному проекту – облагораживанию нравов. Мы хотим привить дагестанскому обществу хорошие нравы. Так, чтобы все стереотипы о дагестанцах с горячей кровью ушли в прошлое и никому в голову не приходило в случае какого-то неприятного инцидента, что его зачинщиком может быть дагестанец», – рассказывает Муфтий Дагестана.
«У них хороший нрав, и кровь тоже обычная, как у всех людей. Они дагестанцы, они мусульмане – верующие люди, они не могут быть нарушителями. Таким должно быть мнение россиян о дагестанцах. Вот такая задача перед нами стоит», – подчёркивает шейх Ахмад-афанди.
Пусть Всевышний Аллах дарует Свою милость всем, кто содействует и помогает в этом благом деле. Аминь.
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета