Откуда взялась каллиграфия у арабов?
Арабская каллиграфия поражает своей красотой и изяществом. Причудливые переплетения линий, наполненные глубоким смысловым содержанием, издревле привлекали к себе внимание ценителей. Откуда же берёт свои корни арабская каллиграфия?
О происхождении арабской каллиграфии нет единого мнения в среде искусствоведов и историков. Однако все исследователи данного явления в арабской культуре сходятся на том, что своё формирование и широкое развитие каллиграфия получила при копировании текстов священного Корана.
В отсутствии книгопечатания все труды переписывались от руки, в том числе и страницы священного Писания. При этом требования к переписчикам Корана была самые строгие. Слово Божье поручали переписывать только обладателям самого красивого и изысканного почерка.
С распространением Ислама получил распространение и арабский язык, как язык Корана. Он на долгое время превратился в общеупотребительный язык образованных людей и не только среди мусульман. На арабском велось делопроизводство, писались книги и т.п. Всё это способствовало развитию искусства арабского письма из поколения в поколение.
Каллиграфическому письму обучались под руководством наставника длительное время. Это было целое искусство, ведь каждый штрих должен быть определённой длины и ширины. Для облегчения процесса обучения использовались специальные прописи, в которых границы штрихов отмечались особыми точками.
В 13 веке турки разработали новый стиль арабского письма. Этому способствовало изобретение наклонного пера. Прежние перья были с плоским кончиком. Наклонное перо дало возможность писарям делать линии букв более тонкими и изогнутыми, не отрывая кончика пера от поверхности.
Развитие арабской каллиграфии привело к различным её стилям: куфи, насх, рук’а, сульс или сулюс, мухаккак, дивани и насталик
Первым стал знаменитый стиль куфи, со своими узнаваемыми угловатыми формами букв. Их начертания легко выбивались на различных материалах, поэтому надписями в стиле куфи украшались стены зданий, в том числе мечетей.
Вторым появился стиль насх, который сегодня наиболее распространённый. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.
Почерк рук’а используется арабами для скорописи. Это упрощённый стиль, в котором группы точек над и под буквами сливаются в чёрточки. Этому почерку свойственны короткие росчерки, вариация вертикального положения букв, большое количество лигатур.
Насх и рук’а – два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.
Сульс или сулюс – более энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями, широкими свободными росчерками; в этом шрифте округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3.
Мухаккак – производный от сулюса стиль, с растянутыми горизонтальными линиями. Редко встречается после XVI века.
Стили сульс и мухаккак использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм — художественных произведений каллиграфов.
Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков, вырабатывались собственные каллиграфические стили.
Дивани был из их числа. Его использовали турки. Стиль отличается тесным расположением букв и их сложными, округло-ломаными формами.
Стиль насталик приобрёл популярность в Иране и Пакистане, где до сих пор остаётся основным используемым почерком в этих странах. Ему, как и стилю рук’а, свойственны вариация вертикального положения букв и большое количество лигатур; однако его росчерки более длинные и свободные. Арабы называют почерк насталик «персидским».