Тактика ведения боя с берега у черкесов в момент высадки русского десанта
Как свидетельствует участник событий, солдат Навагинского полка М.Ф. Федоров, 12 мая в 4:30 утра пароходы «Язон» и «Колхида» «начали брать корабли (очевидно, что помимо линкоров здесь подразумевались и фрегаты. — А.А.) на буксир и вводить в боевую линию». При этом каждый корабль, заняв свое место в боевом строю, тут же спускал десантные гребные суда, по которым оперативно распределялись войска первого рейса.
Десантные гребные суда были выстроены в две линии в интервалах между кораблями. Вскоре после распределения первой части десантных войск по гребным судам была начата артиллерийская подготовка на участке побережья, предположенного к занятию.
Боевое построение судов эскадры Черноморского флота при устье р. Туапсе описал участник событий Г.И. Филипсон: «Корабли образовали пологую дугу, на оконечностях которой стали фрегаты». О дальнейшей артподготовке Филипсон писал, что и в то время, когда десантные лодки по сигналу отплыли к берегу, «фланговые фрегаты и пароходы продолжали артиллерийский огонь, пока не были совсем заслонены десантом». Кроме того, характеризуя действия адмирала Лазарева во время проведения рассматриваемого десанта, Филипсон отмечал: «Я должен откровенно сказать, что он был настоящим героем этого дня. Подходить с парусным флотом так близко к берегу и еще у Туапсе, не замедлившего выказать свои губительные свойства по всей справедливости можно назвать больше, чем смелостью».
Федоров также пишет, что огонь палубной артиллерии продолжался и после того, как лодки с десантом тронулись к берегу: «Гребная флотилия двинулась; мы плыли под выстрелами, и над нашими головами завывали ядра громадного калибра <...> Когда мы были от берега на половину ружейного выстрела, канонада вдруг прекратилась, и на кораблях грянуло «ура». Мы оглянулись — марсовые были по вантам (очевидно, передавая сигнал с флагманского корабля о прекращении артиллерийской поддержки. — А.А.); у нас тоже подхватили «ура», — и гребные суда открыли по прибрежью картечный огонь из каронад». Таким образом, можно утверждать, что обстрел из палубной артиллерии предполагаемого к занятию участка побережья продолжался практически до высадки десанта.
По другую «линию фронта» действия эскадры Черноморского флота при устье реки Туапсе описал в своем дневнике англичанин Дж. Бэлл, находившийся в это время в Черкесии: «Тринадцать самых крупных состоявших главным образом из двухпалубных судов не замедлили оказаться в развернутом строю при поддержке трех пароходов в ста шагах от песчаного берега там, где местность более всего открыта». Бэлл отмечает и то действие, которое произвела на черкесов массированная артподготовка берега со стороны моря: «Флот сразу же начал столь сильный обстрел, что черкесы вынуждены были покинуть свои укрепления и отправиться подальше искать укрытие позади нескольких небольших холмов».
Разрушительное действие, которое произвела корабельная артиллерия на укрепленные позиции черкесов, засвидетельствовал в своих записках и Федоров: «На самом берегу у горцев были вырыты шанцы, прикрытые со стороны моря срубленными деревьями, которые ядрами были раздроблены в щепы, и, судя по оставшимся местами кровавым следам, эти ложементы были для них более гибелью, чем прикрытием».
Источник