Кто такие «хатты» и «хетты»?
По поводу понятий «хатты» и «хетты». Дело в том, что племена - пришельцы, которые расселились с конца III тысячелетия до н.э. среди хаттов, в XIX веке ошибочно учеными были названы «хеттами». Но, когда в начале XX века эта ошибка была обнаружена, было поздно, и это слово прочно закрепилось за неситами. В нескольких местах Библии упоминаются хетты. В частности, в Ветхом завете они фигурируют как одно из племен Палестины, с которыми израильтяне встретились, ступив на землю обетованную. То есть, хетты уже жили в Палестине, когда сюда пришли израильтяне. В книге Бытия (XV. 19-21) перечисляются следующие племена: кенеи, кенезеи, кедмонеи, хеттеи, хананеи и т.д. О хеттах, как об исконно палестинском племени говорится и в других местах Ветхого завета: Авраам покупает пещеру Махпелу около Хеброна у сынов Хетта (Бытие XXIII). Исав берет в жены хеттиянок. (Бытие XXVI. 34; XXXVI). Далее сказано, что Ханаан родил Хетта, Иерусалим - незаконный отпрыск Аморрея и хеттеянки. В Библии также указано, где именно в Палестине проживали хетты: «Амалик живет на южной части земли, хеттеи, иевусеи и аморреи живут на горе, хананеи же живут при море и на берегу Иордана». Здесь также говорится о «хеттских» женах Соломона (3-я книга Царств XI. 1). В Ветхом завете и египетских текстах народ хатты и хетты представлены как один и тот же народ. Сирия была известна ассирийцам как «страна Хаттии» со столицей в Каркемише.
Многочисленные документы свидетельствуют о том, что Хеттское царство, в котором основное население составили хатты, имели теснейшие контакты с Египтом еще с XV века до нашей эры. Народ хетты ( хаты - К.У.) со своими многочисленными союзниками сражался против Рамсеса II в знаменитой битве при Кадеше на реке Оронд.
Армии Египта и Хеттского царства встретились у Кадеша в 1286/5 г. до н.э. В 5-ый год царствования Рамсеса. Несмотря на то, что египтяне утверждали, что они одержали победу в этом сражении, именно хетты победили в этой войне. Позже при растущей угрозе Ассирии, Египет и хетты, которые раньше соперничали и воевали друг с другом, теперь значительно сблизились. Эти отношения стали такими дружественными, что в 1269 г. до н.э. был заключен между ним знаменитый договор, который гарантировал им мир и безопасность. Более того, через 13 лет этот договор был скреплен браком хеттской принцессы с фараоном Рамсесом.
Еще в Библии упоминаются хетты (hittim) - «хетты» или Ьэпе Ьё1 - «сыны Хетта». Слово «Ьэпе» (бын) по кабардино-черкесски переводится «дети», по абхазски - басын, род.
Во II тысячелетии до н.э. в союз хеттов входили собственно хатты, хурриты, неситы, лувийцы и палайцы. Они все переняли множество элементов хаттской культуры -культов, социальной организации, обрядов, имен, терминов и многое другое. Это все говорит о том, что, во-первых, численность населения хаттов была более значительной по сравнению с остальными, которые входили в хеттский союз народов, и, во-вторых, культура хаттов занимала доминирующее положение в хеттской империи.
Хаттские слова «zahhiya» (сражение, воевать), «zahhai» (война, битва) были переняты хеттами. А эти слова свободно переводятся на адыгский язык. Например: «zahhiya» - на «зэхэуэ», «zahhai» - на зауэ, (стычка, перестрелка и т.д.). Адыгские слова -«шуххьати» - «распорядитель всадников», «джэгу хьатым», «хьэтияк1уэ» - «распорядитель игрища на адыгских торжествах, и многие другое, перенято хеттами. В адыгском языке, в том числе в фамилиях сохранилось много слов с корнем «хьэтт». Все это является лишним доказательством того, что хатты, каски были одними из древнейших предков адыго-абхазов. Именно от хаттов переняли хетты технологию получения железа. Долгое время они держали ее в секрете.
Источник