Россия / Дагестан / 09 февраль 2020

НА РОДИНЕ КАЙЫ

Августовский поход «Анжи-Калы» и «Уллу Казаныш» был посвящён Кайыкентскому району. Мы продолжили открывать Кумукию (Кумыкию) для множества своих соплеменников.

НА РОДИНЕ КАЙЫ

Насчитывающий несколько тысяч лет истории Кайыкент является одним из крупнейших кумукских сёл. На подъезде к нему мы осмотрели единственный уцелевший из трёх ранее найденных в ходе работ в карьере балбалов (нарт сынов), этот древний памятник был перенесён на безопасное место, приведён в изначальное положение, а позже рабочим по имени Багавутдин огорожен во избежание механических повреждений техникой близлежащего карьера. На склоне горы рядом видны остатки фундаментов старинного поселения, фрагменты архитектуры там можно найти по сей день. О существовании здесь крепости Гумри (Хумри) можно узнать из статьи историка Камалова: http://kumukia.ru/?id=1881.

[img]"[/img]

Древний Отемыш также был посещён. По дороге в село стало известно, что часть земель возле него, как и возле Кайы-Кента, находится во владении одного из сёл соседних районов – вопрос сохранения этнических территорий стоит для южных кумуков (кумыков) не менее актуально, чем для северных. В Отемише же мы получили возможность посетить зиярат, который ещё в годы СССР притягивал к себе мусульман даже из среднеазиатских республик, некоторые называли его Второй Меккой. Здесь покоятся семнадцать шейхов и женщина, много лет присматривавшая за могилами. В начале 1990-х гг. объект был отреставрирован, сейчас находится на территории мечети. Недалеко от одинаковых надгробий размещена и сильсиля шейхов. О версии захоронения здесь Къазимагьамата как потомка Мухаммада (с. а. в.) и Патимат, а также о религиозной практике шейха можно прочитать здесь: http://islamdag.ru/istoriya/44479. Не менее интересным является существующая версия о принадлежности шейхов к огузскому суфийскому братству Халватии.

На земле Алходжакента мы были ознакомлены краеведом Камаловым К. с историей местного средневекового города Таргу и крепости Хасин. Города и сёла Кайыкентского района в разное время подвергались попыткам захвата, несмотря не героическое сопротивление, населённые пункты иногда уничтожались врагами; с историей кайыкентских селений связано и прошлое населённых пунктов современных Сергокалинского (частично) и Дербентского районов – частей тюркского этнического пространства. На алходжакентской территории были в разное время найдены предметы бронзового века, относимые к каякентско-харачоевской культуре, прослеживающейся на территории Кумукии (Кумыкии), в том числе могилы в виде каменных ящиков возрастом в три - три с половиной тысячи лет. В месте прежнего расположения жилищ Алходжакента на склонах местных и близлежащих гор в своё время были обнаружены колодцы, катакомбы и каменные могильные ящики.

В современном селе, также предгорном, есть асфальтированные дороги, построены мечети, при этом старые улицы хорошо сохранились, будучи нередко украшенными лозами винограда. Из земли тут бьёт множество старых и новых родников. Интересно отметить, что исторически в селе не проживали сословия ниже озденского. Коллегой Камалутдином Камаловым в квартале Булакъ-ауле нам был показан родовой дом, где проживали и проживают четыре последних поколения Камаловых. Мероприятие продолжилось встречей с другим историком и одновременно главой района Магомедэмином Гаджиевым, а хозяин дома Камалутдин-агъай порадовал всех гостей красивыми пением и игрой на агъач-къомузе.

Добавим также, что Алходжакент тесно связан с соседним Усемикентом. Последний, как мы увидели, является хорошим примером земледельческой активности кумуков (кумыков), в том числе в части создания теплиц. Тем не менее, стоит заметить, увеличение численности населения района влечёт учащение вырубок в лесах, а по уровню воды в протекающей возле Усемикента реке можно говорить и о большом увеличении водопотребления.

[img]"[/img]

В небольшом селении Гаша, находящемся у русла Гамри-озени и объединённом с Алходжакентом (Алхаджикентом) одной администрацией, расположены пиры Багатыра и Мухаммада. Село Гаша любопытно также тем, что в здешних предгорьях проходила граница между Отемишским ханством и Кайтагским уцмийством.

В конце группа достигла алходжакентского городища – Таргу. Археологические исследования учёного Котовича в 1970х гг. на месте Таргу-Шахара позволили обнаружить камни городских стен, колонны, ворота, а также золотые и другие металлические изделия, цельную посуду и фрагменты керамики. Нам архитектурных объектов над землёй обнаружить не удалось. Однако получилось осмотреть захоронения таргунских правителей с каплеобразной тамгой на могильных камнях. Здесь похоронены мужчины и женщины, на сан ташах которых встречаются лук, стрелы и наконечники, колчан, сабля, кинжал, нож, а также ножницы, чарык, гребень. Возраст самых старых из сохранившихся могил может доходить до пятиста лет.

[img]"[/img]

Одна из представительниц знати почитается местным населением. Речь идёт об Олган-беги (Улган-беги) или Оглан-беги и её зиярате: Пир в современном его виде - поздняя постройка. В отличие от середины прошлого века, надгробие Улган-беги не имеет сейчас верхней части, будучи наполовину поломанным. Стоит заметить также, что само надгробие не имело надписей на аджаме, а погибшая во время войны девушка, если верить преданию, не была мусульманкой.

Благодарим за участие в мероприятии и консультационную помощь общественного деятеля Камалутдина Камалова, краеведа Зайнарбека Зайнарбекова, учёного Исмаила Ханмурзаева, журналиста Карамагомеда Караева и поэта Багавутдина Самадова.

Выводы по итогам мероприятия:

- история кумуков (кумыков) Кайыкентского района заслуживает более активного описания в научно-исторической литературе, старшим поколением наших историков предпринимаются необходимые шаги;

- не являясь религиозной организацией и не агитируя, мы констатируем популярность на территории Кайыкентского района очагов паломнического туризма.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Проект ©ATAKUMUK

[img]"[/img]

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

[img]"[/img]

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031