Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
В мае 2017 года организации «Анжи-Кала», а также ДРОО «Кумыкское генеалого-этнографическое общество «Тухум терек тамурлары»» осуществили поход в Карабудахкентский район.
Основное внимание было уделено селению Гели и прилегающим территориям. Вначале группой был посещён Параул, где функционируют несколько мечетей, медресе, есть зияраты шейхов Ильяса и Магомедамина. На старом кладбище имеется эпиграфика с аджамом, на могилах нового кладбища она выполнена на кириллице.

В Гели вначале был посещён источник с резервуаром питьевой воды. Далее группа проследовала в местность Гуржу-юрт (Гуржи-юрт), где находится объект археологии Второе Сутайкутанское поселение. Именно во время его осмотра мы заметили на травянистом склоне небольшой горы широкие круги правильной формы, линия окружности растительности не имеет. Получить объяснения по этому вопросу пока не удалось. На месте Сутайкутанского поселения целостных строений и их комплексов на данный момент не сохранилось, однако обильно встречаются обломки зданий, жернов, керамики не только гунно-хазарского периода, а ещё и времён ранней бронзы. На одном из многочисленных местечек, где остались следы расположения домов, сохранились ступени. Видно, что камень для постройки приносился от близлежащих скал. Также обнаружены многочисленные выбоины в скалах, большинство из которых, очевидно, имели хозяйственное значение. Часть близлежащих скал состоит из песчаника.
В процессе передвижения нашей группы к могильнику резко усилился туман, в условиях повышенной влажности сильно изменилось атмосферное давление. Во 2-ом Сутайкутанском могильнике, насчитывающий не менее двух тысяч лет, обнаружено вскрытие тюркских могил в виде каменных ящиков. Полагаем, чёрные копатели были здесь на несколько дней раньше. Если жители населённых пунктов РД по незнанию периодически растаскивают архитектурные объекты, то чернокопатели в основном цинично расхищают содержимое захоронений – украшения, одежду, керамику. Нарушители обычно оказываются выходцами из Дагестана.
Далее был произведён осмотр первого Сутайкутанского поселения и 1-го Сутайкутанского могильника - захоронения относятся учёными к каякентско-харачоевской культуре, существовавшей на территории Кумукии достаточно долго. Стоит добавить также, что множество петроглифов на Кумукской Равнине также относят к упомянутой каякентско-харачоевской культуре. В случае с обоими поселениями заметно, что выбиралось удобное для контроля окрестностей и обороны место возле источника питьевой воды. Здания поселения, возникшего вокруг уже высохшего родника, не сохранились, известно, что местные жители на его месте находили в большом количестве керамику, в том числе кувшины и украшения. Тюрки того времени были похоронены в каменных ящиках в сидячем положении. Неподалёку имеются курганы, могилы с каменным обрамлением вокруг них. Как утверждает знаток местной старины Хосар Хосаров, некоторые места остались неисследованными.
Отдельного слова заслуживает природа Гели. Многоцветье ароматных весенних полей в древнем тюрком селе Гели предполагает осуществления художниками пленэров в этих местах.
Данное мероприятие состоялось благодаря помощи краеведа и учителя Хосара Хосарова, а также исследователя Данияла Бамматова.
Выводы по итогам мероприятия:
1) в перспективе археологам Республики и особенно кумукским историкам следовало бы уделить более активное внимание изучению археологии как в окрестностях селения Гели, так в районе вообще;
2) требуются действенные меры от государства по борьбе с «чёрными археологами», вероятно, с привлечением общественности;
3) учителям сельских школ по примеру Хосарова можно проводить выездные просветительские мероприятия с посещением вышеуказанных археологических объектов;
4) видится желательным уделение большего внимания данным объектам в работе с туристами, регулярно приезжающими в Карабудахкентский район;
5) в масштабе сёл и района можно было бы проводить конкурсы пейзажной живописи, поскольку сочетание кумукских степи и предгорий с обилием полевых растений создаёт множество образов.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK
Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!
Предлагаем для чтения другие интересные статьи:
История
ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА
КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ
Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища
Кумыкская аналитика
Дагестанские заблуждения о тюрках
ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ
Технология выхолащивания
Некоторые особенности массовой психологии
Миграция и урбанизация в жизни местных этносов
Ловушка дагестанских образов
Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)
ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ
Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Как нельзя проводить мероприятие.
МУЗЕИ
МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА
Краеведение
ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА
БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Шуринка и закрытый Каспий
Таргу-Тав: зимний обход
СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА
Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»
НА РОДИНЕ КАЙЫ
ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Европа и Азия на родине Коркмасова
РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ
БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ
ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА
В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ
ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост
Город Башлы и каменные колодцы
Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
Буглен: по местам открытий
ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ
АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ
ГИЧЧИ АНЖИ
ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА
БОЙНАК И ИНЧХЕ
ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ
ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ
В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА
НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ
АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение
Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.
Абусуфьян Акаев
День памяти жертв политических репрессий.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.
Военная тематика
Исмаилов Абдулхаким Исакович
ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ
Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя
Къумукъ тилде макъалалар
ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.
УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ
Акаев Мамам Шугаибович
Халкъара савгъатгъа ес болгъан
На турецком
KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Одноклассники
YouTube
Живой журнал
Телеграмм
Официальный сайт
atakumuk.ru
подпишись
Источник