Россия / Дагестан / 09 февраль 2020

Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост

В июле 2018 года общество «Анжи-Кала», краеведы Атагиши Муртазалиев (проект «Атакумук») и Агат Гаджиев произвели краеведческий поход в Буйнакский и Кумторкалинский районы. Объектом были выбраны сёла Ишарты, Каранай и Ахатлы.

Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост

В первую очередь участники поездки направились в Нижнее и Верхнее Ишарты. Официально считается, что поселение здесь появилось в XVIII веке, однако археологический материал охватывает гораздо более ранний период. В ходе поездок по кумыкскому селению Ишарты мы осмотрели старые кварталы и дома села, кладбище, а также местные курганы (один из них взят под государственную охрану) и Сынлы-бет (Ишартинский могильник). 

Отдельное внимание нами было уделено природе, посреди которой живут ишартинцы. Помимо источников Ата-булака, Инче-булака и Пётр-булака нам удалось посетить и находящийся посреди леса в окружении полезных плодов целебный родник, обтирание водой которого позволяет избавиться от разного рода болячек. Несмотря на то, что после установления механизма очистки лесной воды она несколько изменила свой цвет и уменьшился её напор, целебные свойства не были утрачены, в целом остались специфический запах и цвет. Кроме того, вода является питьём периодически пасущихся в лесу буйволов и коров, разведение которых в обоих Ишарты позволяет работать отдельным представителям сельского хозяйства. Интересно, что эти места привлекают и охотников,  а в тенистых лесах  обитают волки, медведи, кабаны и в небольшом количестве олени. Надо заметить, ввиду климатических особенностей, здесь, в отличие от некоторых сёл района, нет ядовитых змей. 

Чирик-булак – знаменитый в районе и за его пределами ишартинский родник. Некоторые употребляют его воду в питьё, леча почки или кишечник, другие применяют наружно, быстро избавляясь от болезненных проявлений на теле. Ишартинская минеральная вода изобилует серой. Известны случаи, когда жидкость из этого холодного родника и ставила на ноги безнадёжно больного почечника, и позволяла избежать оперативного вмешательства у человека с таким же недугом. Говоря об ишартинских минеральных источниках нужно добавить, что уже с 1860 по 1865 гг. ими лечилось около тысячи человек.

Интересно, что в позапрошлом столетии в течение определённого времени в Верхнем Ишарты проживал имам Шамиль со своим окружением. Воду они брали как раз из Чирик-булака. Что же касается царской армии, то могилы русских солдат здесь остались ещё со времён пребывания Апшеронского полка на одной из окружённых каменистыми склонами возвышенностей. 

Стоит сказать, что в период нашего нахождения на территории Ишарты участницы поездки осуществили в рамках своей просветительской работы показ кумыкской национальной одежды под видеозапись.

[img]"[/img]

В Нижнем и Верхнем Каранае мы осмотрели кладбище, а также побывали на возвышенности Чапчах, где находится тюркский могильник хазарского периода. Также группа посетила естественную смотровую площадку Сулакского каньона, одной из главных природных красот Республики и Северного Кавказа, с его необычной по цвету водой. 

Следующим пунктом поездки было селение Ахатлы, некоторое время назад перешедшее из состава Буйнакского района в состав Кумторкалинского. Ранее, после землетрясения 1970 года, Ахатлы перестало быть селом, а жители были переселены в Учкент. Тем не менее, отдельные семьи в Ахатлы сейчас проживают. Некоторое время здесь добывали камень, однако более Ахатлы известно своей живительной водой. На окраине поселения расположены исторические объекты: кладбища, фундаменты строений, развалины храма и столетний Екатерининский мост шириной примерно с легковой автомобиль. Подступы к данному мосту укреплены каменной кладкой, а внизу на глубине нескольких десятков метров протекает местная река. Ранее здесь существовал и пешеходный мост, однако в последние годы он разрушился. Относительно храма можно заметить, что в народе о нём говорят как о мечети, однако наличие на четырёх стенах четырёх равносторонних крестов оставляет вопросы.

К сожалению, как и в Каранае, в Ахатлы ныне проживает далеко не только старожильческое население. Миграция здешних жителей из сёл в города и жителей из других районов в указанные сёла приводит к тому, что часть каранайцев и ахатлинцев постепенно лишаются своей малой родины. Видимо, удержание тут местного населения невозможно осуществить без совместной работы сельских властей, общин и представителей последних, реализовавших себя в бизнесе.

[img]"[/img]

Выводы по итогам мероприятия:

- в позапрошлом году Минтуризма Республики Дагестан разрабатывало вместе «Шангереев Тур» маршрут «Дорога предков», в котором одним из пунктов значилось Ишарты. Были ли указаны в нём лечебные источники, нам неизвестно, однако, они, полагаем, должны быть в туристических маршрутах района и республики;

- в настоящее время есть книги, изданные о сёлах Ишарты и Каранае. Эти издания потенциально могут иметь нарекания со стороны историков, однако сам факт подобной фиксации истории сёл является положительным. В то же время ничего не известно о наличии книги об Ахатлы, почти отсутствует информация о нём в Интернете, где сведения о досоветском прошлом ограничиваются боем сподвижников Шамиля,  что нашло отражение в картине художника Гагарина; всё это исключает историю села из значительной части информационного пространства. Полагаем, что история Ахатлы – хорошая тема для краеведческих и научных работ исследователей Буйнакского района;

- полуразрушенный храм и мост в Ахатлы отсутствуют в перечнях охраняемых объектов истории и культуры. Думаем, что вышеуказанные объекты заслуживают рассмотрения на предмет получения государственной охраны.

Данная поездка оказалась возможна благодаря помощи жителя Ишарты Ибаева Казима.    

  Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Видео о поездке в Ишкарты

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

[img]"[/img]

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930