Жизнь / История / 17 февраль 2020

Какого армянина проклинают в греческих церквях в Неделю Православия?

Какого армянина проклинают в греческих церквях в Неделю Православия?

В первое воскресение Великого Поста в богослужебном календаре Православной Церкви отмечается праздник Торжества Православия, установленный в память о восстановлении иконопочитания византийской царицей Феодорой в 843 году.

В этот день, помимо прочего, во всех православных церквях на богослужениях провозглашается анафема на всех еретиков (с точки зрения греко-православия) за всю историю Христианской Церкви, коих перечисляют поимённо. В России к еретикам присовокупляли также имена политических преступников - типа Гришки Отрепьева, Стеньки Разина, Емельки Пугачёва или Ваньки Мазепы (как там в песне про Разина поётся "И хотя каждый год по церквам на Руси человека того проклинают"). Потом в российских церквях в 1869 году перестали проклинать политических преступников, а к 1917 году вообще перестали возглашать анафему поимённо - токмо перечислять сами ереси.

А вот в Греческой Церкви (Элладской и Константинопольской) сохранилось поимённое перечисление ересиархов (ссылка на греческий текст чина Торжества Православия). В числе этих самых ересиархов упоминается и некий Иаков Армянин.

Перевод:

Иакову АРМЯНИНУ Занзалу, Диоскору патриарху Александрийскому, и Северу нечестивому, вместе с Сергием, Павлом и Пирром ему единомысленными, с Сергием учеником Ликопетра АНАФЕМА

Тут надо сделать замечание. В отличие от Армянской Церкви, не признающей Халкидонский собор, и на своих поместных соборах предавшей анафеме всех идеологов халкидонизма, начиная от римского папы Льва I Великого и заканчивая Максимом Исповедником, из армянских церковных деятелей персональной анафемы удостоился только некий армянин Иаков по прозвищу Занзал.

Давайте разберёмся кто этот такой ( тем более, что его имя в Синодике стоит даже перед именем александрийского патриарха Диоскора) и был ли он вообще армянином?

И оказывается, под греческим прозвищем Ζανζαλος (Занзалос / Занзалос / Цанцалос скрывается никто иной, как...один из самых известнейших сирийских (ассирийских) миафизитов Иаков Барадей, епископ Эдесский.

В начале статьи - его современная сиро-яковитская икона.

Он прежде всего известен тем, что восстановил после гонений византийских императоров-халкидонитов (а фактически создал с нуля) иерархию Сиро-православной Церкви, почему её также именуют яковитской.

Под своим греческим прозвищем он стал популярен почему-то в западноевропейских (католических и протестантских) источниках, а в русскоязычных он известен под прозвищем арамейско - арабским  прозвищем Барадей. Обо всём это есть в статье в русскоязычной википедии, посему интересующихся отсылаю к ней.

А теперь самое интересное - каким образом в греческом Синодике Иаков Занзал-Барадей превратился в армянина. Достаточно почитать его биографию, чтобы убедиться к Армении, армянам и Армянской Церкви он никакого отношения не имел. По своему этническому происхождению Иаков был западным сирийцем (ассирийцем). Достаточно сказать, что его отца звали Феофил бар Ману (Ману - типично ассирийское имя, известное ещё из клинописных табличек времён Ассирийской империи), название его деревни тоже типично ассирийское Телль-Маузалат (Тель / Телль - в семитских языках означает "холм"). Деятельность его была связана в основном с Сирией, конкретно с Эдессой*, где он был епископом. В собственно Армении Барадей бывал разве что "проездом", да и воссоздавать иерархию ААЦ ему нужды не было, так как гонения императоров - халкидонитов армянских епископов не затронули, бо они находились вне территории Византии. Более того, даже святым ААЦ Иаков Барадей не является, так как по преданию в епископы его рукоположил знаменитый Севир Антиохийский, преданный анафеме на одном из соборов Армянской Церкви в городе Двин (554-555 годы).

Так как же в греческом синодике Барадей превратился в "армянина". На мой взгляд произошла обычная путаница "армянин" / "арамей". Западные сирийцы (ассирийцы) также издревле известны под названием арамеев. Напомню, арамеи - общее название кочевых семитских племён, которые переселились на земли Ассирийской империи, или их государственные образования (на территории нынешней Сирии или Тур Абдина) были завоёваны ассирийцами. В VII до н.э арамейский язык (правда, сильно инфильтрованный аккадскими словами) стал государственным языком Ново-ассирийской державы, а затем и лингва франка всего Ближнего Востока и языком сирийского христианства. Вплоть до изобретения в XX веке новой исторической общности "арамейцев" слова "ассириец", "сириец", "арамей" были синонимами. Так вот, Иаков Барадей тоже мог быть известен под прозвищем Арамей, которое греки могли спутать со сходным по звучанию и написанию экзонимом "армянин".

Сравните Ἀρμενίῳ и Ἀραμέίῳ (в дательном падеже, пусть меня знатоки греческого поправят если что).

"Арамеев" и "армян" вообще часто путали даже их ближайшие соседи. Да что там соседи. Даже "армянский Геродот" Мовсес Хоренаци назвал армян арамовым племенем, объявив библейского Арама, первопредка арамеев, одним из предков своего народа и отцом мифического Ары Гехициха, которого якобы домогалась "нечестивая Шамирам". У современных армян кстати имя Арам довольно распространено.

Могла быть и более простая причина "мозгового глюка" православных греков, назвавших Якова Барадея "Армянином". Скорее всего у поздних греков, которые, после мусульманских завоеваний Ближнего Востока уже мало имели точек соприкосновения с ассирийцами и коптами (принадлежащих к древневосточным Церквям, не признающих Халкидонский собор), но очень плотно общались с армянами (торговавшими и проживавшими в диаспорах по всему Средиземноморью и Причерноморью), в мозгах произошла синонимизация слов "армяне" и "монофизиты", из-за чего они в основной своей попсовой массе не только считали армян монофизитами, но и всех "монофизитов" армянами**.

Примечание.

*Утверждение про всегдашнее этническое доминирование армян в Эдессе, восходящие к "армянскому Геродоту" Мовсесу Хоренаци (он также писал, что Эдессу основал царь Авгарь или что Авгарь происходил из армянской династии Аршакуни) некоторыми исследователями подвергается сомнению. В XII веке крестоносцы действительно застали Эдессу с преимущественно армянским населением. НО это изменение этнического состава произошло только в начале второго тысячелетия нашей эры благодаря политике византийских императоров, после присоединения Анийского царства, переселявших армян на границы Византии (см. Зая И. История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии. М.: Маска, 2009. Страница 238). Более того, за пределами собственно армянской традиции, Эдесса с Арменией не отождествляется.

**

Ещё статьи по теме:

Ассирийский город Амида и армянский Тигранакерт.

Как представители врачебной династии ассирийцы Бохтишо превратились в армян.

Кто основал Эдессу - армяне, греки или ассирийцы?

Первый христианский царь Абгарь был ассирийцем.

Царица Шамирам, Ара Прекрасный и легенда об основании села Арзни.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930