Как улучшить инвестиционный климат в Приморье
Бизнес и исполнительная власть сегодня сошлись на одной площадке. На повестке дня – условия для господдержки для бизнеса. Мероприятие прошло в форме диалога, и предприниматели смогли задать жизненно важные и наболевшие вопросы относительно поддержки экспорта, кредитных займов, подключения к сетям получения разрешения на строительство и т.д.
Сегодня в Приморье идет активная работа по совершенствованию инвестиционного климата. Предпринимателей региона постоянно информируют о тех или иных новшествах и возможностях, которые направлены на улучшение деятельности малого и среднего бизнеса. Нынешнее мероприятие – одно из многих. Но это не учеба, не дискуссия, а возможность озвучить свои проблемы и предложения по улучшению условий ведения бизнеса.
Участие во встрече приняли заместитель председателя Правительства Приморского края Константин Шестаков, глава Владивостока Олег Гуменюк, уполномоченный по защите прав предпринимателей Марина Шемилина, представители УФНС по Приморью, регионального управления Росреестра и других ведомств. Малый и средний бизнес региона представляли почти 170 предпринимателей.
Чтобы выстроить диалог, руководители регионального Центра поддержки предпринимательства, Инвестиционного агентства края, Гарантийного фонда Приморья, Микрокредитной компании Приморского края и Центра развития предпринимательства оперативно «пробежались» по достижениям 2019 года и обозначили основные направления и планы на 2020 год. Сегодня в Приморье идет процесс формирования дорожных карт по таким направлениям, как привлечение инвестиций, предпринимательство, строительство, земельные ресурсы, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и другие. И возможность услышать, что думают предприниматели, какие идеи и замечания они выносят на обсуждение, с какими трудностями сталкиваются, все это позволяет сформировать план работы ведомств на год. Так, например, в прошлом году более 6,5 тысяч предпринимателей воспользовались услугами АНО «Центр поддержки предпринимательства в Приморском крае», в ходе международных мероприятий было заключено 93 контракта на сумму $ 25 млн. В следующем году планируется МСП предоставить не менее 1500 услуг в разных областях – туризме, логистике, сфере гостеприимства, проведении рекламных компаний, развитии бизнеса по франшизе и т.д. «Инвестиционное агентство Приморского края» в прошлом году сопровождало почти 120 проектов, которые пополнили бюджет региона на 2,3 млрд рублей. «Гарантийный фонд Приморского края» по-прежнему гордится предложенными выгодными условиями для бизнеса в сфере кредитования, за последние 4 года объем выданных кредитов по гарантиям вырос почти в 5 раз и составил в прошлом году 1,6 млрд. рублей. Такие условия позволили предприятиям при реализации своих планов привлечь почти 3 млрд. рублей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Марина Шемилина отметила, что при обращениях к омбудсмену предпринимателей с различными проблемами, в 60 случаях из 100 решение принимается в пользу бизнеса. Но вот почему-то бизнес совсем редко использует такую возможность, как участие в проверках уполномоченного в качестве независимого лица. В этом году на повестке дня проблемы, связанные с реализацией мусорной реформы, движением грузового транспорта по центральным улицам города, переходом на иную систему налогообложения и др.
Вопросов было задано много. Времени на диалог ушло больше, чем на «презентационные» выступления руководителей структур и ведомств. Ответы «фильтровались». В каких-то случаях ответ давали сразу, кто-то остался для решения вопроса в частном порядке, а кого-то сразу «по горячим следам» записали на прием к мэру.
Так, например, директора туркомпании Оксану Зяблову интересовала работа туристической полиции и борьба с нелегальным бизнесом в туризме. По информации Константина Шестакова, сейчас идет работа по формированию нового подразделения полиции. А что касается теневого рынка, то Приморье является инициатором введения аттестации гидов-переводчиков и привлечения к этой деятельности только граждан РФ. И туристическая полиция здесь в помощь для выявления административных нарушений.
У Ольги Улейской, начальника департамента по распространению печатной продукции ООО «Владпресса», вызвало непонимание увеличение сумм за выдачу документов по технологическому подсоединению. Если в 2013 году это оценивалось в 650 рублей, в 2018 чуть более 2000 рублей, то в 2019 цена вопроса – 28 тысяч рублей. Департамент по тарифам рекомендовал выбирать сумму самостоятельно, но вот откуда брать эти цифры — бизнес не понимает. В итоге это сделали чиновники, поставив самую высокую ставку.
Профсоюзный лидер транспортных перевозчиков Петр Куприянов переживает, что нововведения городской администрации могут негативно сказаться на тех предпринимателях, кто задействован в транспортном и логистическом бизнесе. Совсем недавно во Владивостоке решили ужесточить контроль за движением большегрузов. В своих комментариях мэр Владивостока Олег Гуменюк был непреклонен: большегрузы создают массу проблем для центра города, нарушают правила, гоняют, подрезают другой транспорт, игнорируют дорожные знаки. И запрет касается не транспорта как такового, а именно большегрузов. На встрече в мэрии с представителями этого бизнеса поднимался вопрос установки пунктов весового контроля. Для выявления транспорта, идущего с перегрузом, администрация Владивостока уже в этом году планирует установить несколько автоматических пунктов весового контроля (АПВК) на участках дорог с интенсивным движением грузового транспорта. Есть вариант – осуществлять передвижения ночью. Торговый, рыбный порты, терминалы готовы рассмотреть такие варианты. А то ночью водители этих машин устраивают парковки в центре города, греются и утром вся набережная в выхлопных газах.
У индивидуального предпринимателя и владельца дальневосточного гектара Андрея Барсукова проблема с энергоподключением, есть даже решение суда – подключить. Но увы, механизма выделения денег для подключения гектара к сетям пока нет. И здесь могут оказать содействие те институты, которые ратуют за оказание помощи предпринимателям на льготных условиях.
Заместитель председателя регионального отделения «Опоры России» Юрий Жилинский отметил, что необходимо уделить внимание профессиональному образованию в строительной отрасли. Сейчас чувствуется нехватка среди каменщиков и бетонщиков – еще недавно эти работы в Приморье вели северные корейцы. Но после их отъезда на родину, ощущается кадровый голод. Как оказалось, не хватает специалистов и в области дородного строительства. Профильное образование в этой отрасли можно получить только в Хабаровске. Своими базами Приморье не располагает. Самый оптимальный на сегодня вариант – это направить заказ в профобразование. Это напоминает систему в годы СССР – от предприятия шли учиться в вуз, а потом отрабатывали на этом предприятии. В итоге все «в шоколаде» — училище получило студентов, предприятие работников, а будущие специалисты – образование, гарантированную работу и достойную зарплату. Удачные примеры есть и их стоит взять на замету.
Резидент Свободного порта Владивосток Алексей Старжинский посетовал, что на стадии согласования схемы земельного участка «вылезли» права третьих лиц, акт постоянного бессрочного пользования был заключен еще в годы СССР и по сей день он не переоформлен. Чтобы потенциальному инвестору узнать о ранее возникших правах, здесь самый верный путь в кадастр.
Председатель Уссурийского местного отделения «Опора России» Игорь Ветрюк, руководитель сети клубов по робототехнике «Роботрек» в Приморском крае, отметил, что в ближайших планах создать в Уссурийске образовательный центр, но со стороны местных градоначальников нет инициатив, как нет и муниципальной программы по социальным видам бизнеса.
Ольга Тимошина, возглавляющая Гильдию риелторов Приморского края, отметила низкий уровень решения вопросов по земельным отношениям – из 13 тысяч обращений только 100 счастливчиков смогли заключить договоры. По ее мнению, с таким подходом, в этой области не будет ни строительства, ни благоприятного инвестиционного климата. Как пояснил глава города Олег Гуменюк, по земле выдано разрешений на 500 тыс.кв.м. жилья. Строительство запланировано на 2019 – 2021 годы. Почему не выдают больше и всем желающим? «Сегодня в городе 3000 незаконных построек и надо 50 млн. рублей, чтобы их снести. Многие из них портят город, мешают нормальному движению. У нас 140 шиномонтажек, а у 24 есть возможность заниматься утилизацией покрышек. Но вместо этого они ночью развозят покрышки по соседним мусоркам, чтобы облегчить себе жизнь. Приходили застройщики – мы хотим строить. Но надо разговаривать с людьми, кто живет и уметь общаться, а не просто хотеть во вред другим. Сейчас убираем многочисленную рекламу с улиц, а то все было в баннерах, за которыми и города не было видно. Мы собрались поддержать бизнес, который зарождается, хочет жить. Но если не будет таких встреч, то проблемы будут копиться», — уверен Олег Гуменюк.
Участники встречи смогли в формате диалога пообщаться с руководителями министерств краевого Правительства и управлений администрации Владивостока, представителями институтов развития бизнеса. В итоге были озвучены предложения, замечания и вопросы, которые участвующие во встрече ведомства и структуры смогут использовать для совершенствования своей деятельности.
Напомним, что по итогам 2018 года Приморский край поднялся на 21 пункт в Нацрейтинге состояния инвестклимата в регионах России и занял 55 строчку. Президент Владимир Путин поставил задачу перед регионами Дальнего Востока войти в ТОП-30 в 2020 году.