Какие отношения были у армян с предшественниками азербайджанцев, кавказскими албанами?

Как известно, древнейшим населением (еще до персов и тюрков) того, что в XX веке назовут Азербайджаном, были кавказские албаны. Племена, весьма близкие по языку к современным лезгинам и удинам.
Но какие же отношения были у армян с этими своими древними соседями? Сегодня попробуем разобраться.
Начнем с того, что армяне кавказским албанам по языку никак не родственны. Кавказские албаны даже не относились к индоевропейским народам. И представляли из себя конфедерацию из примерно 26 различных родственных друг другу племен. Однако армяне оказали мощнейшее влияние на всю историю, религиозную и культурную жизнь Кавказской Албании (Агванк или Алуанк по-армянски).
Это связано с тем, что после раздела царства Армении между Ираном и Восточной Римской империей в 387 году н. э. армянские провинции Арцах и Утик были отделены от главной Армении и добавлены персами в единую провинцию, названную Агванк (Арран). Новый субъект включал первоначальную Кавказскую Албанию между реками Кура и Большим Кавказом, а также Арцах и Утик, две исторически армянские территории, оказавшиеся отделенными от Армении.
Поскольку армяне на тот момент были гораздо более развитыми, чем албанские племена, армянский народ взял на себя политическую жизнь Кавказской Албании. Армяне оказали на албанов огромное культурное да религиозное влияние.
Кавказских албанов крестил в начале IV века в христианство армянский евангелист святой Григорий Просветитель (Սբ. Գրիգոր լուսավորիչ). Тот самый, что обратил в христианскую веру саму Армению еще в 301 году нашей эры.
Около 330 года нашей эры внук Святого Григория, Святой Григорис, Вселенский глава восточных областей Армении, был назначен епископом Албанского царства. Мавзолей, в котором покоится прах Григориса, монастырь Амарас является старейшим точно датированным памятником всего Арцаха.
Албанское духовенство пользовалось исключительно армянскими религиозными терминами для обозначения церковной иерархии (Католикос / կաթողիկոս, Вардапет / վարդապետ, саргаваг / սարգավագ )
Святой Месроп Маштоц, создатель армянской азбуки, много проповедовал Евангелие в Арцахе и Утике. Он же придумал сохранившийся до наших дней кавказский албанский алфавит (агванское письмо), ныне иногда используемый народами южного Дагестана.
Кавказская Албания, как известно, перестала существовать в конце 1-го тысячелетия нашей эры - пала под беспрерывными ударами арабских, тюркских и прочих завоевателей. Однако малочисленные потомки кавказских албанов удины-христиане еще живут в Азербайджане, помня о своей древней связи и дружбе с армянским народом.