Все деревянные храмы Подпорожского кольца Ленинградской области.
На станции Подпорожье Ленинградской области стоянка мурманского поезда – 2 минуты, так что вагон следует покидать быстро. Хорошо, что кроме нас с Я. здесь больше никто не выходил, так что наша выброска прошла спокойно. В. встретил нас на перроне, мы загрузили сумки в машину и отправились вдоль берега большой реки Свирь на осмотр памятников Подпорожского кольца. Этот дальний и относительно глухой угол Ленинградской области, примыкающий к Онежскому озеру и к Карелии, издавна был населен финно-угорскими племенами – в основном, весью и чудью – предками современных вепсов. Впрочем, славянское население преобладает здесь уже достаточно давно, так что большинство деревянных храмов – это именно русское деревянное зодчество.
Первую остановку сделали в деревне Важины, где стоит большая церковь Воскресения Христова 1630 г постройки. Впрочем, после капитальной перестройки XIX в, добавившей церкви классицистических деталей, распознать здесь XVII век довольно сложно. В отличие от шатровой церкви св. Николая (1696-1698 гг) в деревни Согинцы – здесь XVII век дошел до нас в первозданном виде. Рядом с Никольским храмом стоит Ильинская церковь (1850 г) – также деревянная.
В деревне Заозерье на берегу Вачозера красиво расположена часовня Петра и Павла, выстроенная в XVII в. Самый поздний из памятников кольца – церковь Покрова Богородицы (1782 г), что в деревне Волнаволок (Посад) – это типичный клетской храм с шатровой звонницей.
А нам пора было двигаться дальше – возвращаться на берега Онежского озера – центра всей нашей поездки. По пути невозможно было не заехать в село Юксовичи (Родионово), где на берегу Юксовского озера стоит одна из древнейших деревянных построек России – церковь Георгия Победоносца 1506 г постройки. От нач. XVI в здесь, впрочем, остался лишь центральный сруб, но и последующие перестройки XVII и XVIII вв храм только украсили – сейчас это необычное (если не сказать, уникальное) сооружение - и по возрасту, и по архитектуре, и по вписанности в ландшафт. К сожалению, ни в один из храмов Подпорожского кольца мы не попали внутрь, впрочем, о сохранившихся интерьерах здесь читать не приходилось – возможно, что жалеть и не о чем.
Хороша и часовня Николая Чудотворца (XVIII в), что стоит на окраине деревни Гоморовичи. Часовня имеет необычное крыльцо. Дверь открыта, но внутри ожидаемо пусто.
Переправившись на пароме через реку Свирь (в самой широкой ее части – в месте впадения в Онежское озеро), продолжили путь на север к карельской границе.
Великолепная церковь Дмитрия Солунского Мироточивого (1783 г) находится в селе Щелейки, где мы останавливались на ночлег. К сожалению, сейчас она вся в лесах – храм реставрируют. Но на колокольню влезть можно, с нее открываются хорошие виды на Онежское озеро.
В озере мы искупались, хотя вода была довольно холодной. Гулявшие по берегу пожилые финны (на базе их остановилась целая группа) смотрели на нас с недоумением. Это, впрочем, оказалось мое первое и последнее купание в водах полночных озер: пересидев, видимо, допустимый лимит времени в холодной воде, я на следующий день приболела и потом боролась с простудой в течение всей поездки.
Попрощались же с Ленинградской областью мы в селе Гимрека, где сохранился прекрасный и древний памятник – деревянный шатровый храм Рождества Богородицы (между 1650 и 1695 гг) с трапезной, резным крыльцом, отдельно стоящей колокольней и оградой с воротами и двускатной крышей, которых вообще сохранилось довольно мало. Гимрека раньше была вепсским селом. У многочисленного некогда народа в начале ХХ в не оказалось своей автономии - Вепсская волость была разделена между Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. Сейчас вепсов осталось около 8 тыс. человек, но ареал их расселения по-прежнему обширен – от Кингисеппского района до западных регионов Вологодской области. О «столице» северных вепсов – деревне Шелтозеро и находящемся там вепсском этнографическом музее я расскажу в следующий раз, поскольку это уже территория Республики Карелия, границу которой мы наконец пересекли.