Что происходило в Черкессии после войны
В начале Восточной войны все укрепления Черноморской береговой линии не представляли из себя серьёзных фортификационных оплотов. «Построенные в небольших размерах и состоявшие из земляного бруствера слабого профиля полевых укреплений, усиленного палисадом», они могли выдерживать только нападения горцев, но ни в коем случае не могли сопротивляться корабельной артиллерии неприятеля. Крепости Новороссийск и Геленджик ввиду своего прибрежного расположения могли быть легко атакованы с моря. Орудия всех укреплений Черноморской береговой линии ни по числу, ни по калибру своему не в состоянии были конкурировать с артиллерией неприятельских судов, вследствие чего каждое из наших прибрежных укреплений легко могло быть разрушено с подошедших к ним судов, а горцы неминуемо довершили бы падение этих укреплений своими действиями с суши.
Защита прибрежных укреплений Черноморской береговой линии против внешнего неприятеля была возможна только при содействии Черноморского флота. Для крейсерства вдоль восточного берега Чёрного моря из состава флота назначались один фрегат и шесть судов малого размера, которые не в состоянии были удержать прорыва даже турецких кочерм, снабжавших горцев боевыми и жизненными припасами. Хотя вначале войны эта эскадра и была усилена несколькими судами, но когда ранней весной 1854 года морские силы западных держав в Босфоре достигли до 100 военных судов, на которых было более 3000 орудий, то малочисленный в сравнении с ними Черноморский флот решили укрыть в Севастопольской гавани, под защиту её приморских батарей. Таким образом, Черноморская береговая линия со стороны моря оставалась совершенно беззащитной. При убытии нашего Черноморского флота в Севастополь, союзный неприятельский флот получил возможность беспрепятственно крейсировать по всему Чёрному морю. 26 апреля 1854 года иностранные суда подходили к Керченскому проливу и к Феодосии, 28-го числа подходили и к Анапе, но нигде не приближались к берегу ближе дальности орудийного выстрела.
7 августа Анапа была подвергнута настоящему испытанию. Об этом 18 августа 1854 года писала шотландская газета «Elgin Courier» (Elgin Courier, 1854), в которой сообщалось, что корабли эскадры адмирала Лайонса (Admiral Lyons) пришли к Анапе и подвергли город бомбардировке с моря в течение двадцати четырёх часов. Это нападение как бы предшествовало скорому сентябрьскому десанту союзников под Евпаторией. Агентство «Telegraf» в те дни передавало из Вены сообщение следующего содержания: «7-го августа Анапа была подвергнута бомбардировке эскадрой адмирала Лайонса. Большинство наших читателей знают, что Анапа является портовым городом-крепостью, расположенной в Черкесии, на берегу Чёрного моря и имеет русский гарнизон. Крепость ужасно построена и имеет плохую гавань. У русских имеется несколько крепостей вдоль черкесского побережья,-это Анапа, Суджук-кале и Геленджик, при помощи которых они в течение ряда лет контролировали всё черноморское побережье. Из этих трёх крепостей Анапа, как считается, самая грозная и расположена ближе остальных к Севастополю. Не исключено, что её разрушение входило в утверждённые планы командования нынешней кампании» (The Illustrated London Times, 1954). Обстрел Анапы был предпринят для того, чтобы проверить состояние крепости и оценить её возможности в противодействии морским силам союзнического флота. Эта атака дала пищу для размышления русскому командованию об организации обороны кавказских укреплений в сложившейся ситуации.
Источник