Чем русская культура обязана кавказским народам?
Когда речь заходит о российских композиторах, ставших национальной гордостью, обычно в голову приходят роскошные концертные залы, фраки, дорогие мундиры, Петербург, Москва… Между тем, многое из того, что их вдохновило, мягко говоря, не вписывается в стандартные представления о русской классической музыке.
В частности, многое было написано под впечатлением от Кавказа. И опорной точкой в этом плане стали Кавказские Минеральные Воды, поправлять здоровье в которые приезжали многие видные деятели культуры той поры.
Можно сказать, что старт этой традиции положил в 1816 году Алябьев, посетивший в этом году Пятигорск. Кавказ и необычная культура кавказских народов произвели на него сильное впечатление. Он с интересом изучал ее и даже записывал музыку горцев.
Все это подвигло Алябьева на написание ряда романсов, пьес и даже первой оперы о Кавказе «Аммалат-Бек». Через 18 лет после первого посещения Кавказа (в дальнейшем Алябьев бывал на Кавказе еще не раз) свет увидел целый сборник произведений Алябьева, который так и назывался – «Кавказский певец».
Три раза отметился на Кавказе и Милий Балакирев, который был поражен этими местами и который повсюду чувствовал дух Лермонтова. Собственно здесь он и нашел вдохновение для написания 14 романсов на лермонтовские стихи и поэмы «Тамара».
В одной из статей я уже писал о выдающемся кавказском аристократе – Исмаиле Урусбиеве. Он стал источником знаний не только для историков и этнографов, но и обогатил своими знаниями русских ценителей музыки. Он же был первым, кто оценил кавказские сочинения Балакирева, в том числе и фортепианную фантазию «Исламей».
Примерно в те же годы побывал в КавМинВодах и Михаил Глинка, который был особенно потрясен природой Кавказа после долгого путешествия по бескрайним выжженным солнцем степям. В ту пору эти места были куда более дикими, но и впечатление они производили куда более сильное.
Как и Алябьев, Глинка принялся изучать местную культуру, и след, который она оставила в его памяти, выразился в написании вошедшей в оперу «Руслан и Людмила» лезгинки. Не удержался он и от того, чтобы не написать произведения на стихи Лермонтова.
Сергей Танеев и вовсе приезжал на Кавказ около 20 раз. И тоже он общался с легендарным Исмаилом Урусбиевым, который «надиктовал» ему около 20 старых кавказских песен. И уже тогда он отмечал, что народная культура постепенно стирается из памяти горских народов. На Кавказе Танеев написал посвященный Чайковскому Первый струнный квартет и оперу «Орестея».
Примерно в то же время в этих местах отметился и совсем еще молодой тогда Сергей Рахманинов, которого во многом привела на Кавказ страстная любовь к творческому наследию Лермонтова. Кавказ и творчество великого поэта вдохновило Рахманинова и на написание симфонической фантазии «Утес». Не раз приезжал сюда Рахманинов и позднее, когда уже стал знаменитым.
Начало ХХ века отметилось тем, что в Кавказские Минеральные Воды приехал Сергей Прокофьев, бывший в ту пору еще студентом. Там же он подружился и с Шаляпиным, также обожавшим Кавказ. Ближе к началу Великой Отечественной войны он написал Второй струнный квартет, вдохновившись адыгским музыкальным наследием. И, наверное, вряд ли кто-то станет спрашивать, в каких местах Прокофьев нашел вдохновение для написания музыки к фильму «Лермонтов».
Кстати о Шаляпине: впервые он посетил Кавказ в самом конце XIX века, и впоследствии еще много раз возвращался в сей дивный край. Эти места были необычайно значимы для него, и Шаляпин даже говорил, что для жизни он был рожден в Казани, тогда как для сцены его породил Кавказ.
Источник